Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Великий разрушитель»: к чему ведет радикализация протестов партии «Шор» в Молдове?

Все более радикальные акции партии «Шор» выступают катализатором политических процессов в Молдове.


Несомненно, что протесты, организованные в Кишиневе, уже имеют важные последствия. Они меняют политический ландшафт и побуждают к действию как власть, так и другие политические силы страны. И даже — внешних игроков.

Версии и оценки

К тому, что сейчас происходит в центре Кишинева, в молдавском обществе существует разное и достаточно сложное отношение.

Некоторые наблюдатели, представители политических партий и СМИ высказывают удивление тому, что действительно нужные протесты против властей возглавляет один из фигурантов банковского мошенничества, сбежавший из страны. С их точки зрения, все происходящее противоестественно. Партия власти прямо указывает, что это реванш олигархических сил, бунт коррупционных элементов.

Согласно другой версии Илан Шор действует, потому что он может и способен действовать, собирать многотысячные митинги, разоблачает власть. Все остальные политические силы, которые относят себя к оппозиции, просто не в состоянии собрать масштабные протесты.

Третья версия говорит нам, что партия «Шор» является спарринг-партнером ПДС, они согласовывают свои действия, или нужны друг другу, чтобы спровоцировать в Молдове военное положение или ввод румынских войск для стабилизации обстановки, а возможно и для развязывания вооруженного конфликта в восточных регионах Молдовы для вовлечения внешних сил.


Четвертая версия, циркулирующая в обществе, заключается в том, что терпеть издевательства властей больше нельзя, и не имеет значения, чем занимался Илан Шор в прошлом, а нужно поддержать происходящее, так как власть устроила народу геноцид, разрушает страну и надо что-то делать. И партия «Шор» действует.

Согласно пятой версии, за протестами стоит Москва, и она с помощью партии «Шор» хочет свергнуть неугодную ей Майю Санду и ее партию. Безусловно, эту версию распространяют сторонники нынешнего президента и ее внешние покровители.

Катализатор политических процессов

Даже перечисление интерпретаций показывает нам, что партия «Шор» выступила в качестве определенного катализатора политических процессов в Молдове, и последствия этих действий уже есть. Но, возможно, мы находимся в преддверии радикальных изменений и такой же развязки.

Что можно более-менее твердо утверждать?
Партия «Шор» превращается в главную политическую силу молдавского общества, и она стала диктовать «правила игры».

Прежде всего, об этом говорят удары, нанесенные по власти и оппозиции.

Подвижки на левом политическом фланге

На фоне протестов, стало очевидной низкая и безрезультатная активность ПСРМ. Социалисты упустили момент, когда можно было возглавить волну недовольства и стать силой, выступившей от имени народа против бесчеловечной и некомпетентной власти.

Они предпочли устроить совершенно бессмысленные парламентские атаки на власть, организовали слушания по отставке правительства, в то время, как изначально был известен негативный результат.
ПСРМ не присоединилась к протестам, хотя находящийся под следствием почетный председатель ПСРМ Игорь Додон призывал с самого начала организовать общий фронт. В конце концов, в парламентском БКС наметился раскол, ПКРМ избрала себе другого партнера для совместных действий, партию «Шор».
Осознав что роль оппозиционного лидера фактически утрачена, социалисты заявили о начале консультаций о создании общенационального протестного фронта. О консультациях, но не о действиях.

С кем будут происходить консультации?

Партия «Шор» и коммунисты уже действуют, и они могут предложить ПСРМ роль «младшего партнера». Социалисты способны обсудить варианты совместных акций с Гражданским конгрессом. Но получится ли у них создать что-то впечатляющее? На этот счет существуют большие сомнения, так как активная часть левого электората уже перетекла к партии «Шор», а протестная база в Молдове весьма скудная.
Словом, действия партии «Шор» вызвали перегруппировку сил на левом фланге, и политформирование постепенно превращается в лидера парламентской и непарламентской оппозиции.

Удар по репутации властей


Далее. Партия «Шор» наносит серьезные репутационные потери действующей власти.
Если допустить, что протесты согласуются с властями, то в конечном итоге, это скомпрометирует окончательно ПДС и Майю Санду. Но версия сотрудничества не представляется убедительной. Разоблачения о спрятанных в офшорах миллионах людей из окружения Санду восприняты народом позитивно и взяты на веру. Это серьезный удар по репутации власти, которая провозгласила главной идеей борьбу с коррупцией.

Как можно обвинять в коррупции протестующих и их лидера, когда сама власть не лучше, а в чем-то даже и хуже. Их история коррупционных действий тянется с 2013 года, когда в отставку было отправлено правительство Влада Филата. Сейчас члены этого правительства и их друзья управляют страной. Кроме того, немало во власти людей, прислуживавших режиму Плахотнюка.

Но партия «Шор» работает над уничтожением имиджа ПДС и за рубежом. Недавно СМИ сообщили, что правозащитная организация «Сеть солидарности» из Швейцарии объявила Марину Таубер политзаключенной и проводит акции протеста, требуя от молдавских властей прекратить преследования оппозиционного политика.
Ссылаясь на мнение правозащитников из Швейцарии, депутат от Блока коммунистов и социалистов Константин Старыш обрушился с критикой на действующую власть на форуме ОБСЕ в Варшаве. Он рассказал участникам международного мероприятия, что с приходом к власти Майи Санду демократия в Молдове превратилась в диктатуру, при которой караются все неугодные режиму политические и общественные деятели.
Идет и другая работа на международных площадках, о чем, вероятно, мы скоро узнаем.

Тяжелый выбор


Другое важное следствие митингов — власть поставлена перед краеугольным, тяжелым выбором.
Безусловно, протесты очень сильно дискредитируют власть. На них она не просто критикуется, а высмеивается, уничтожается. И, нужно отметить, порой весьма изобретательно. Выступающие говорят справедливые вещи, стрелы критики летят в самые уязвимые места и попадают в десятку.
В результате в общество транслируются идеи, что президент, правительство и парламент являются жалкими и беспомощными людьми, а страну спасут только досрочные выборы. Проблема ( для власти) состоит в том, что это резонирует с настроением в обществе.

Все происходящее требует от президента и правительства решительных действий. Но они, по-видимому, колеблются и пытаются через подконтрольную полицию надавить на кишиневского градоначальника Иона Чебана, чтобы он запретил протесты и навел в столице порядок.
Однако Ион Чебан отметает все обвинения полиции и говорит, что за наведение порядка отвечает именно МВД.

После установки палаток на проезжей части между парламентом и офисом президента власть просто обязана ответить. Если это не произойдет, то момент станет точкой обратного отсчета для ПДС и Майи Санду. Народ поймет, что ему позволено самому устанавливать порядки в стране.

Таким образом, партия «Шор» подвела ПДС и президента к определенной развилке и точке невозврата. Если полиция разгромит «Городок перемен», снесет палатки и арестует активистов, то она предстанет в роли диктатуры, о которой и говорил депутат Константин Старыш на форуме ОБСЕ. Но брутальные действия могут всколыхнуть все общество, вызвать новую, еще большую волну протестов.
Если власть допустит слабину, не предпримет решительных действий, то приблизит свой политический конец. Но это не устраивает Запад, так как скамейка запасных в проевропейском политическом секторе пуста. И об этом уже предупредил прозападный политический аналитик Игорь Боцан.
В случае обострения ситуации нельзя исключить, что для наведения порядка в Молдову могут быть введены войска соседней Румынии. «По приглашению руководства страны». Но это выводит ситуацию на иной, геополитический уровень и несет серьезные угрозы по уничтожению самого молдавского государства.

Молдова превращаются территорию, где Запад и Россия также начнут выяснять отношения


Следующее важное следствие протестов в Кишиневе.
В Западных канцеляриях считают, что за акциями партии «Шор» стоит Москва. Представители ПДС также озвучивают эту точку зрения. И на самом деле, Москва заинтересована в смене режима Майи Санду, так как он является антироссийским по своей сути. Официальный Кишинев запустил процессы модернизации армии, расширяет сотрудничество с НАТО и Киевом. Москва опасается, что западные партнеры планируют использовать режим Санду для провоцирования в приднестровском регионе нового вооруженного конфликта, который начнется с нападения на российских миротворцев.

Мы наблюдали, что российские официальные лица принимали в Москве депутатов партии «Шор» и представителя БКС. Затем для ряда предприятий Оргеевского района Роспотребнадзор разрешил экспорт сельхозпродукции в Россию.
Таким образом, партия «Шор» с одной стороны демонстрирует, что уже сейчас с Москвой можно наладить взаимовыгодное сотрудничество, в том числе в вопросах поставки дешевых энергоносителей, но с другой — она подталкивает официальный Кишинев к еще более жесткой антироссийской линии, как способу самообороны.
В результате приближается момент, когда Запад и Россия начнут выяснять отношения друг с другом и на территории Республики Молдова.

Камень брошен, и волны пошли

Есть и другие последствия роста митинговой и социальной активности (например, возможен раскол в правящей ПДС), но они сейчас не проявляются в полной мере. Камень брошен, и волны пошли.

Однако существуют достаточные основания сделать вывод, что протесты, организованные партией «Шор», уже имеют важные последствия. Они меняют политический ландшафт и побуждают к действию как власть, так и другие политические силы страны. И даже — внешних игроков.

Автор — Сергей ТКАЧ