Киев и Кишинев сыграли с Москвой в доброго и злого полицейского.
1 сентября вступил в силу запрет на въезд и передвижение через территорию Украины транспортных средств с приднестровскими номерами – для этого жителям Приднестровья нужны либо нейтральные номера, либо номера страны – члена ООН. Однако даже Кишинев признает, что пока переоформлены только 5% приднестровских автомобилей. Вопреки обещаниям президента Санду, данным ею на встрече с замглавы АП РФ Дмитрием Козаком, Приднестровье фактически оказалось в блокаде.
Запрет уже действует. Как сообщают местные телеканалы, у пограничного моста в Кучурганах выставлены кордоны из вооруженных украинских нацгвардейцев, которые разворачивают машины с приднестровскими номерами. Был остановлен ряд пассажирских автобусов, направлявшихся в Одессу. Людям пришлось выйти, пересечь границу пешком и своим ходом добираться до города.
МИД ПМР выступил со специальным заявлением, возложив ответственность на Кишинев, который в прошлом инициировал введение Украиной запрета для автомобилей из Приднестровья. В ведомстве отметили, что подобная мера в том числе нарушает права 80 тысяч граждан Украины, проживающих в Приднестровье, и неизбежно приведет к эскалации региональной напряженности.
В то же время президент Приднестровья Вадим Красносельский сделал ряд довольно странных заявлений, возложив всю ответственность за происходящее не на нынешние власти Молдовы, а на их предшественников – Партию социалистов и экс-президента Игоря Додона, а также на Украину. Он сказал, что видит «желание Молдовы решить данный вопрос и нежелание Украины пойти навстречу». По его мнению, «катастрофы не произошло, пункты регистрации транспортных средств (в Тирасполе и Рыбнице) продолжают работать для физических лиц, и любой гражданин может получить нейтральный номерной знак по своему желанию».
Ситуацию специально для МК прокомментировал приднестровский политолог Андрей Сафонов.
— Конечно, для приднестровцев запрет въезда на Украину с номерами ПМР – это неприятный факт, но паники нет. Почему? Потому что все понимают, что Приднестровье, как, впрочем, и Молдова, оказались в эпицентре противостояния больших игроков на юго-западных окраинах бывшего СССР.
Естественно, западники прилагают усилия, чтобы толкнуть своих союзников, Украину и Молдову, на те или иные действия против союзников Москвы, в число которых входит и Приднестровье. Однако дипломатическая работа вокруг этой проблемы продолжается. Дело в том, что и Кишинёв, и Тирасполь, и Киев – члены переговорного формата «5+2». Следовательно, на уровне формата всё это будет рассматриваться. Насколько известно из официальных источников, наш приднестровский МИД уже готовит соответствующие документы.
— Говорят, что подобные действия Украины могут быть связаны с переговорами Зеленского в США. Вы с этим согласны?
— В отрыве других событий «номерной кризис», конечно, рассматривать нельзя. Как известно, президент Украины Владимир Зеленский совершает визит в США, поэтому поразмышлять, связано ли происходящее на приднестровско-украинской границе с данной поездкой, не предосудительно. Не исключено, что Штаты решили чужими ногами наступить на одну из «московских мозолей». Это лишь версия, но она, как и все прочие, имеет право на жизнь. Ведь самой Украине давление на ПМР не нужно, так как много лет оба государства плодотворно взаимодействуют в экономической и транспортной сферах.
— Есть ли решение у этой проблемы и в чем оно?
— На мой взгляд, оптимальным выходом было бы возвращение к статус-кво, существовавшему до 1 сентября, поскольку и для Молдовы, и для Украины Приднестровье является своеобразным барьером против экспансии румынизма. А эта экспансия как раз и построена на том, чтобы столкнуть Украину с ПМР, использовать Киев для удушения Приднестровья и заталкивания приднестровцев под кишинёвскую власть, а затем поставить вопрос о поглощении всей бывшей Советской Молдавии. В таком случае ликвидируются не только молдавская и приднестровская государственность, но, более того, на границе с Украиной может появиться реально усилившаяся Румыния – член НАТО и Евросоюза, а главное – военно-политический союзник Штатов.
— Как, на ваш взгляд, должна действовать Россия?
— Что касается России, то она, как диктует логика, должна использовать все имеющиеся в её распоряжении политико-дипломатические и иные рычаги для нормализации ситуации с номерами. Ведь нельзя полностью исключать и версию, согласно которой между властями Молдовы и Украины была разыграна комбинация, когда «добрый полицейский» заверяет Кремль, что никакой блокады Приднестровья не будет, а «злой полицейский» тем временем перекрывает границу для машин с приднестровскими номерами.
В любом случае, перед нами – нарушение свободы передвижения граждан одной из международно-признанных сторон неурегулированного конфликта, и участникам формата «5+2» необходимо определить к этому своё отношение и принять в рамках этого формата необходимые меры. Иначе как можно рассчитывать на успешный ход переговоров в целом?