Известный авторитетный политический и военный израильский эксперт выступил перед молдавской аудиторий в рамках встречи в Международном медиаклубе «Формат А3».
Яков Кедми – эксперт, который не нуждается в отдельном представлении, и заслуживает овации. Его точные оценки, сбывающиеся прогнозы и острый язык притягивают огромную аудиторию.
Эксперт дал ответы на самые острые вопросы, касающиеся сегодняшней ситуации растущую напряжённость в Зоне безопасности на Днестре, о переговорах России и НАТО и почему Украина ждет вторжения с востока.
О ЗАЯВЛЕНИИ САНДУ О КРОВАВЫХ СОБЫТИЯХ 1992 ГОДА
«Если она хочет соревноваться в области политической неграмотности с британским министром – пожалуйста. Вот если европейская интеграция означает полное незнание и непонимание истории, искажение известных однозначных исторических фактов, может быть, это ее желание? Никакого разумного в этом нет.
Потому что я тоже знаю о конфликте, который тогда начался, и о войне. И мои люди там были. И по обе стороны. Мы занимались вывозом еврейского населения из зоны конфликта. Но это другой вопрос. Конфликт начался именно из-за таких, как Санду. Из-за призыва превратить Молдову в часть Румынии. Из-за сопротивления не молдавского — русского, украинского населения — в основном Приднестровья, попытки присоединить их к Румынии.
Конфликт начался, когда молдавская армия двинулась на Бендеры. Не войска из Приднестровья, не люди из Приднестровья пошли на Кишинев, а именно из Кишинева вооруженные силы независимой Молдовы двинулись на Бельцы и на Приднестровье. На их несчастье там стояли российские воинские части и там был специфический командир, который отдал приказ – или вы остановитесь, или я двину свои танки на Кишинев. И все. То есть, не Россия породила этот конфликт, а прорумынские силы, которые хотели вместо независимой Молдовы превратить ее в румынскую провинцию. Открыто, нагло, вопреки желанию населению Молдовы.
Так что все, что она говорит, это наглая ложь, фальсификация фактов и, если она их не знает, то это безграмотность и невежество. Если она знает, это еще хуже».
О ПОВТОРЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ДНЕСТРЕ
«Если власть окончательно будет потеряна и если произойдет то же самое, что и на Украине – гуляй-поле, то вооруженные группы с той и с другой стороны могут брать власть в свои руки. Всегда власть лучше, чем безвластие. Кто бы мог думать вот вчера – что мирный народ казахи устроят в своей стране то, что они устроили? Монархия, безнаказанность, беззаконие. Отсутствие всех нравственных норм может привести любой народ к этому. Буддизм – мирная религия – а что они делали в Бирме с бенгальцами, с мусульманами, вырезая целые деревни, убивая женщин и детей? Буддисты. Так что это все условно. Все способны на это. И то, что было в нацистской Германии – нет народа, который не способен на такие зверства, как немцы при нацистской власти. Установите нацистскую власть, и все будут такие, не только немцы. И американцы, и англичане. Мирные голландцы. Издевательства голландцев над населением Индонезии превосходили издевательства японцев над китайцами – по своей жестокости, по своей изощренности. Мирные голландцы. А что они делали в Суринаме, в Индонезии? Что делали французы в Алжире? А что делали бельгийцы в Конго? Так что любой народ можно довести до звериного состояния.
И территорию мирной Молдовы, которая никогда ни с кем не воевала, если на нее не нападают… тоже можно довести до такого состояния».
О РОЛИ МОЛДОВЫ
«Соединенным Штатам не до Молдовы. На сегодняшний день их больше волнует Румыния, Польша и желание сохранить свои базы в Румынии и в Польше. Молдова рассматривается в будущем, может рассматриваться, как один из элементов Восточной Европы и бывшего Советского Союза, на которую желательно распространить еще больше влияние запада и Европы, если можно, до уровня украинского. Это было раньше. Сегодня в Соединенных Штатах вряд ли кто-то серьезно относится к Молдове. Больше под влиянием Румынии и из-за своих отношений с Румынией».
О ВЫВОДЕ АМЕРИКАНСКИХ БАЗ ИЗ РУМЫНИИ
«То, что сейчас происходит, это критическая точка в развитии всего мира, Европы, особенно России, а также и США. Россия добьется вывода американских баз из Восточной Европы. Она добьется этого, потому что, решившись на этот шаг, она основывается на своем все растущем преимуществе в области стратегических ядерных вооружений, которые очень заботят Соединенные Штаты и ставят Соединенные Штаты перед проблемой, что они не в состоянии сегодня воевать с Россией. Россия угрожает именно действиями, как они это называют, военно-технического характера. Этим действиям американцам нечего противопоставить. Потому что на военный конфликт с Россией они не готовы. А Россия готова. Поэтому из-за своей слабости им придется отступить. Чтобы не потерпеть военное поражение и не потерпеть огромные потери, которые могут надломать хребет Соединенным Штатам. Они это отлично знают.
Россия использует то преимущество, которое она получила. Американцы ставятся перед выбором – вы готовы, чтобы ваши солдаты умирали за базы в Румынии? Объясните это матерям этих солдат. Вы готовы начать ядерную войну за то, чтобы сохранить ваши базы в Прибалтике? Пожалуйста. Американцы не готовы. Единственное, что они пытаются сейчас, еще не совсем понимая и уступая политическому давлению, выторговать для себя что-то поменьше. А, может, Россия удовлетворится только частично? Они не понимают, они ошибаются.
Россия добьется возвращения НАТО к границам 1967 года».
О БУДУЩЕМ МОЛДОВЫ
Все, что говорит существующий генеральный секретарь НАТО, на это никто не обращает внимания даже в НАТО. И в его стране, и в Европе. Все, что он говорит, не стоит выеденного яйца. А Россия не выступает за независимость Молдовы и за единство государств? То же самое. Россия когда-то угрожала Молдове или требовала чего-то? Нет. Только учитывая права трех остальных групп населения. Населения Приднестровья, а оно русское, украинское и частично молдавское, и гагаузов.
Три основные группы населения в Молдавии – молдаване, гагаузы и русско-украинско-молдавское население Приднестровья – это население одной страны. Россия никогда не требовала ни расчленить Молдову, ни отделить Молдову. И войска-то она ввела, чтобы защитить население. А не для того, чтобы требовать отделения Приднестровья от Молдовы. И сейчас в России не заявляют. То есть, все за единое молдавское государство. Никто, кроме Санду и Румынии, не за Молдову, как часть Румынии. Австрия – это немецкое государство, там говорят по-немецки, это немецкая культура. Но это не часть Германии. Так что то, что в стране народ говорит на одном языке с другой страной… австрийцы – те же самые немцы. То, что они католики, так в Баварии тоже католики. Но это независимое государство. Так что наличие единого языка или общей культуры не означает требования, чтобы государство стало частью другого. Поэтому если только большинство населения единой Молдовы не захочет присоединения к Румынии. Но тогда будет поставлен вопрос совершенно справедливо – что та часть населения Молдовы, территориально обозначимая, которая не хочет присоединяться к Румынии, имеет право отделиться.
Если гагаузы и Приднестровье не захотят вместе с другой частью Молдовы идти в Румынию, значит, они должны будут отделиться. По всем международным и нравственным законам. Почему они должны быть частью другого государства, с которым они ничего общего не имеют? Если молдаване, большая часть Молдавии, считает, что они часть румынского народа, — ну, пожалуйста. Молдаване в Румынии всегда были людьми второго сорта. Молдаване никогда не были людьми второго сорта ни в России, ни в Советском Союзе. А вот в Румынии были. Если они этого хотят, — пожалуйста.
То же самое на Украине. Украинцы и белорусы в Польше были быдлом. Но есть те, которые хотят. Так что будущее Молдовы – или в рамках единого государства независимого, или в рамках части государства в рамках Румынии. Другого я не вижу. И другого никто не хочет. Опять-таки, кроме госпожи Санду и иже с ней. Ну и румынских властей. Но Румыния, я думаю, что… я бы им советовал меньше думать о Молдове, а больше думать о Темешуаре. Как бы Темешуара не вернулась туда, откуда она пришла в Румынию. Вот это больше должно интересовать румын, а не Молдова.
О ТОМ, БУДЕТ ЛИ В МОЛДОВЕ ВОЙНА?
Это зависит от меры благоразумия стран НАТО и Соединенных Штатов. Россия уже сказала. Я просто слушаю, что они говорят и пытаюсь понять. Она готова применить так же военные методы, поскольку она считает эту ситуацию для себя нетерпимой. Все. Какие военные методы, я не знаю. Какие виды угроз, я не знаю. Может быть, Путин разговаривал с Мадуро, просто поинтересовался погодой в Венесуэле? А, может быть, и нет. Но, когда речь идет о России и когда речь идет о таком президенте, как Путин, я бы всегда интересовался тем, о чем он не говорит и с кем он не разговаривает. А вот с президентом Никарагуа он не разговаривает. Или не афишировал.
Автор — Ирина ИВАНЧЕНКО