Нечто очень важное — война за контроль над Молдовой. Но об этом почему-то молчат.
В то время как основная масса жителей страны наблюдает за протестами фермеров, которых поддержали новый президент и ее политические союзники, параллельно происходит намного более значимое сражение. Финансовое. Под руководством МВФ.
Первые предупреждения
Свое недовольство некоторыми решениями кишиневских властей международные финансовые организации стали проявлять задолго до того, как депутаты ПСРМ и группы «За Молдову» отменили закон о миллиарде и вернули выход на пенсию для мужчин в 62 года, а для женщин в 57 лет.
Напомним, что ранее причиной возмущения ЕБРР и МВФ стал вердикт молдавского суда по ходатайству Антикоррупционной прокуратуры о наложении ареста на имущество Victoriabank, включая пакет государственных ценных бумаг, принадлежащих финансовому учреждению стоимостью 1,85 млрд. леев. Арест был наложен из-за того, что банк участвовал в финансовом мошенничестве 2014 года.
ЕБРР, который вместе Banca Transilvania стали мажоритарными владельцами Victoriabank в 2018 году, выступил с серьезным предупреждением. ЕБРР уточнил, что является «крупнейшим институциональным инвестором в Молдове», и выразил уверенность в том, что «расследование будет уважать клиентов Victoriabank, а также его нынешних акционеров». И главное при этом будут учтены «потенциальные последствия для банковской системы Молдовы».
Другими словами, молдавским властям дали понять, что если Victoriabank пострадает из-за участия в «краже века», то дело может закончиться грандиозным скандалом и – возможно — обрушением финансовой системы страны.
Тогда ЕБРР поддержал МВФ. Международная структура назвала сделку 2018 года по покупке Victoriabank «Banca Transilvania» в рамках стратегического партнерства с ЕБРР, «знаменательным достижением». И что «с трудом достигнутые достижения в этой области должны быть защищены». Если это не произойдет, новая программа МВФ (и многие другие проекты финансирования, коррелирующие с фондом) может быть остановлена.
Новые раздражители
С тех пор появились и другие раздражители. Под шум клаксонов аграриев Октавиан Армашу, президент НБМ, напомнил национальным властям, что еще в июле 2020 года официальный Кишинев и представители МВФ на экспертном уровне приняли программу экономических реформ. Она включала внесение изменений в законодательную базу для укрепления независимости Национального банка Молдовы, а также назначение парламентом новых заместителей президента НБМ. Тем не менее, по словам Армашу, нужные люди парламентом не назначены.
И уже сейчас социалисты и группа «За Молдову» приняли два законопроекта (о них сказано выше), которые выходят за рамки прежних соглашений с МВФ.
Напомним, что так называемый «закон о миллиарде», перекладывающий бремя выплаты украденных денег на население, был условием МВФ в рамках предыдущей программы сотрудничества.
Еще один закон, аннулированный социалистами и депутатами группы «За Молдову», заключался в отмене повышения пенсионного возраста. А пенсионная «реформа», проведенная правительством Павла Филипа, также была реализована по рекомендации МВФ в рамках прошлого соглашения.
Таким образом, мы ясно видим, что прежняя власть, которая ассоциируется с уходящим президентом Игорем Додоном, вошла в конфронтацию с МВФ, отступив от прежних договоренностей. И МВФ сделал новое грозное предупреждение.
Постоянный представитель МВФ в Молдове Роджерс Чавани указал, что «Реализация последних законодательных инициатив, одобренных парламентом Республики Молдова, серьезно угрожает макроэкономической и финансовой стабильности страны, которая и так пострадала от пандемии COVID-19». Кроме того, чиновник МВФ предупредил, что Молдова получит финансовую помощь только на основе широкой политической поддержки программы реформ. А, следовательно, лишь после того, как законопроекты, принятые ПСРМ и депутатами «За Молдову», будут отменены.
Передача молдавских банков иностранцам
Но выплата гражданами украденных мошенниками денег была лишь частью плана международных организаций.
Как известно, вторым элементом стала «санация» банковской системы Молдовы. Она предполагала передачу крупнейших банков страны иностранным инвесторам. Это также являлось одним из условий кредитования. Молдавское правительство в лице Павла Филипа, а затем Майи Санду делали все, чтобы иностранные инвесторы взяли под свой контроль банки Молдовы. В пояснительной записке 2019 года правительство Майи Санду рапортует МВФ: «…передача прав собственности (иностранным инвесторам) в трех системных банках практически завершена».
Из документа можно узнать следующее. В соответствии с обязательствами, Victoriabank передается Banca Transilvania, крупнейшему банку Румынии. И теперь Banca Transilvania вместе с ЕБРР владеет контрольным пакетом акций в размере 66,7 процента. Как известно, ЕБРР является крупнейшим акционером Banca Transilvania.
Также сказано о передаче иностранным владельцам Moldova-Agroindbank. 41,1% акций Moldova-Agroindbank были аннулированы государством и переданы международному консорциуму инвесторов (ЕБРР, Horizon Capital и AB Invalda).
В случае Молдиндконбанка (ММВБ) был «использован механизм обратной продажи, в результате чего в феврале 2019 года контрольный пакет акций в размере 63,89 процента был приобретен небанковской компанией Болгарии Doverie United Holding, зарегистрированной на Софийской фондовой бирже». Далее правительство бодро заявляет, что через подобные «схемы оздоровления» пройдут и остальные, уже более мелкие молдавские банки, за исключением тех, где уже есть иностранные инвесторы.
Документ, который появился в открытом доступе, стал ясным подтверждением, что передача банковской системы страны иностранцам была обязательством властей взамен на предоставляемые правительству кредиты.
Армашу, как и МВФ, считает, что за воров должны платить граждане
Но самое важно заключается в том, что переход молдавских банков к иностранцам – это следствие и итог финансового мошенничества, известного как «кража века».
Когда понятна эта подоплека, то и реакции последних дней МВФ, НБМ и ангажированных экспертов приобретает иной смысл.
Что обращает на себя внимание? Кроме МВФ, который предрек Молдове финансовую нестабильность (следует понимать и политическую), с предупреждениями выступил и глава НБМ. Октавиан Армашу в специальном заявлении сообщил, что до конца года новая программа с МВФ подписана не будет. И это — следствие «таких негативных инициатив, как отмена Закона о выпуске государственных облигаций во исполнение Министерством финансов платежных обязательств, вытекающих из государственных гарантий, или «закона о миллиарде».
До этого Армашу поднял другую резонансную тему. Речь идет опять же об аресте активов Victoriabank. Президент НБМ выразил уверенность, что обвинения против Victoriabank скоро будут сняты. Далее руководитель Нацбанка сделал бесплатную рекламу румынскому Banca Transilvania, сказав, что это — «банк с исключительно хорошей репутацией».
Кроме того, Армашу уточнил, что румынский банк не должен нести ответственность за криминальные схемы бывших владельцев Victoriabank.
А кто должен нести? Граждане республики Молдова. Таковы рекомендации МВФ.
Понимая, что передача иностранным инвесторам банковской системы Молдовы происходила по сомнительным схемам с участием государства и заключалась в грубой экспроприации собственности у прежних владельцев, НБМ пытается представить новых инвесторов в самом лучшем свете. И уже на правах рекламы публикует новый материал об инвестиционном фонде «Доверие» из Болгарии. Этот фонд, как известно, приобрел контрольный пакет акций Moldindconbank.
Вся эта рекламная активность господина Армашу, разумеется, согласована с МВФ, отражает точку зрения фонда и имеет целью убедить население Молдовы в том, что выплата гражданами миллиардов за воров является высочайшим благом. А инвесторы, завладевшие банковской системой, — спасители страны.
Контроль над Молдовой через банки
Но еще большим достижением является передача иностранцам за несоразмерные деньги всей банковской системы страны.
Удивительно, но если бы украденный миллиард можно было бы использовать на приобретение акций коммерческих банков, то все они сегодня находились под управлением государства. Но такая цель не ставилась.
Часто банковский сектор называют «кровеносной системой экономики». Сравнение, возможно, не совсем точное, но оно предметно дает понять, что те, кто контролируют банки, контролируют и экономику. И после передачи банковской системы Молдовы, ее экономика становится полностью зависимой и подчиненной иностранцам. В данном случае Западу. Но не только экономика и финансы, как следствие — и политика.
И Запад контроль над Молдовой не собирается кому-либо уступать.
НПО и Румыния подпевают
Обращает на себя внимание, что эксперты из НПО, финансируемых США и ЕС, немедленно обрушились с критикой на последние решения парламента.
Вячеслав Ионицэ, эксперт IDIS Viitorul, попытался натравить на депутатов ПСРМ и «За Молдову» правительство «Если у этого правительства есть хоть капля достоинства, оно должно предложить на рассмотрение парламента законопроект, чтобы аннулировать все эти выходки, за которые проголосовали в полночь. Очевидно, что правительство должно выступить против этих законов в Конституционном суде»,- призывает Ионицэ.
Другой представитель НПО Вячеслав Негруца, экономический эксперт Transparency International — Moldova, также раскритиковал принятые парламентом решения. Но пошел дальше, углубившись в политику: «Этот парламент больше не является легитимным и больше не представляет волю народа».
Как известно, вновь избранный президент Майя Санду уже объявила, что Вячеслав Негруца станет ее советником. Поэтому эксперт выражал и мнение нового главы государства.
Кто еще выступил против последних решений парламента? Власти соседней Румынии. Напомним, что в истории с Victoriabank пострадавшим может оказаться румынский Banca Transilvania.
Итак, мы видим, что международные финансовые организации, коллективный Запад и его марионетки в Молдове, ополчились против решений, которые однозначно приняты в интересах простых граждан страны. Курьезно, но эти решения поддержали даже депутаты партии, лидер которой сам принимал участие в банковском мошенничестве.
Неожиданная метаморфоза
Осудила действия ПСРМ и депутатов группы «За Молдову» Майя Санду. И это не удивляет, потому что новый президент долгое время работала в структурах Всемирного Банка, голосовала за выделение миллиардов банкам группы ВЕМ, а в 2019 году в качестве премьера, она заключила с МВФ соглашение, в котором одобряется передача финансовой системы страны иностранным инвесторам.
Но поражает другое. Теперь ее союзниками стали Павел Филип, глава правительства Влада Плахотнюка, продвигавший закон о выплате украденного миллиарда населением. А также Андриан Канду, родственник олигарха, его доверенное лицо, спикер парламента, принявшего одиозный закон.
Почему поражает? Напомним, что когда вышел доклад Kroll, Майя Санду опубликовала выдержки из стенограммы секретного совещания правительства и указала пальцем на Канду. Это он «настойчивее всех продвигал утверждение госгарантий для трех банков без механизмов защиты против злоупотреблений». Кроме того, не названы два молдавских банка, куда ушла большая часть из украденных денег», говорила тогда сегодняшний глава государства. «Но власти не хотят, чтобы мы узнали детали», — резюмировала в разоблачительном порыве Майя Санду.
Атаковала Санду и Павла Филипа за его решения.
И более того. Когда лидер ПДС стала главой правительства, она говорила, что работает над тем, чтобы «закон о миллиарде» отменили. «Надеюсь, что нам удастся реструктурировать и сэкономить сотни миллионов леев в год», — убеждала телезрителей тогда премьер-министр Майя Санду.
И вот теперь избранный президент резко меняет свою риторику и создает с людьми Плахотнюка единый блок, выступающий против решений, принятых социалистами и депутатами «За Молдову».
Чьим интересам служит новый президент?
Поддержала Майя Санду и фермеров, которые давили тракторами полицейских, преградивших путь к парламенту. А сами сельхозпроизводители, как написали СМИ, «заговорили словами Санду», требуя роспуска парламента и отставки правительства.
Таким образом, и протесты аграриев, ставшие политическими, и митинги, организованные вновь избранным президентом, вместе с ДПМ, «Про Молдова» Канду, ЛДПМ и унионистами, под лозунги борьбы с Додоном и парламентом, скрывали вполне конкретное содержание. Все происходящее – является «дымовой завесой» и разными формами гибридной войны Запада за контроль над Молдовой.
Для победы в этой войне все прежние договоренности с МВФ нужно строго соблюсти. Согласиться на финансовый контроль извне. Вот такая вполне очевидная связь существует между протестами фермеров, МВФ, НПО, Майей Санду, Андрианом Канду и Павлом Филипом.
Так, чьи интересы обязаны защищать президент или депутаты? Граждан, за них голосовавших, или МВФ с иностранными инвесторами? А что делает новый президент?
И что будет, когда Майя Санду вступит в должность официально?
Автор — СЕРГЕЙ ТКАЧ