Действия молдавских политиков, направленные на ликвидацию РМ, являются серьезнейшей угрозой для граждан страны, их жизней.
Майя Санду не ограничилась высказыванием по объединению Молдовы с Румынией британским СМИ, а продолжает разъяснять свою позицию, в том числе на международных площадках. О поддержке взглядов президента и с отдельными разъяснениями о сценариях объединения выступили премьер страны, спикер парламента, глава МИД и другие официальные лица.
Референдум или модель 1918 года?
Идея возможной унии обсуждается не только зарубежными СМИ, аналитическими центрами (Stratfor), но и политиками других государств и конечно, Румынии. Очевидно, что фраза о голосовании на гипотетическом референдуме об объединении двух стран, не была обронена случайно. Она видится осознанной, потому что дала старт определенным намерениям в рамках политической задумки.
Поскольку к комментариям слов президента подключились члены ее команды, можно говорить, что план действий обсуждался где-то за закрытыми дверями, он выстрадан и продиктован складывающейся обстановкой.
Например, глава МИД Михай Попшой высказался предельно откровенно. По его словам, Кишинёв может поставить вопрос о воссоединении с Румынией по модели 1918 года в случае, если Российская Федерация опасно приблизится к границам страны, создавая угрозу суверенитету, территориальной целостности и жизни граждан.
Как видим, это уже не сценарий с референдумом, потому что в 1918 году решение об объединении принимал не народ, а «Сфатул Цэрий». В сегодняшних реалиях роль «Сфатул Цэрий» должен сыграть парламент.
Думается, именно поэтому в обществе ходят слуху о возможности подкупа депутатов для получения необходимых голосов. Референдум предполагает долгую процедуру, а вот голосование в парламенте из-за скорого продвижения российских военных к Одессе или коллапса украинского государства представляется вполне реальной альтернативой.
Поскольку процесс обсуждения объединения Молдовы и Румынии приобрел определенную логику, где нет места случайностям, то можно уверенно говорить о неформальном старте пропагандистской кампании, посвященной унии. И это логично, так как и Майя Санду и президент Румынии Никушор Дан говорили, что ключевым моментом для принятия решения является поддержка идеи гражданами двух стран. И прежде всего Молдовы.
А социологические замеры на левом берегу Прута показывают, что пока нет большинства, желающего объединения. В то же время мы знаем, что около 1.4 млн жителей нашей страны также являются гражданами Румынии. И это намного больше 749 719 голосов, поддержавших на референдуме вступление Молдовы в ЕС. Так что мощная пропагандистская кампания (которая уже разворачивается), а также административный ресурс Румынии и Молдовы вполне в состоянии совершить новое электоральное чудо.
На то, что намерения молдавских властей могут быть не политическим дипфейком, а чем-то серьезным указывают как внутренние, так и внешние факторы, которые из-за геополитических акцентов во внутренних делах почти сливаются (евроинтеграция, гибридная война с Россией).
Боязнь политического краха
Внутри страны правящий режим терпит неудачи: растут цены, падает уровень жизни, рождаемость самая низкая за всю историю, продолжается бегство населения из страны, коррупция процветает, бюджетный дефицит восполняется дорогостоящими банковскими кредитами, импорт значительно преобладает над экспортом и убивает местных производителей. Продукция молдавских фермеров гниет в полях, в сельском хозяйстве потеряно 30 000 рабочих мест. Даже вступление в ЕС, объявленное целью номер один, не продвигается, переговоры о вступлении не начаты.
Сокращение поддержки гражданами Майи Санду и PAS всем очевидно, а значит у этих политиков прямой путь на свалку истории. Они это прекрасно понимают, поэтому хотят воспользоваться пока существующей возможностью и обстоятельствами, чтобы избежать наказания за преследования политических оппонентов, коррупцию и другие нарушения закона, а также реализовать идею-фикс, к которой сами стремятся. Войти в ЕС, пусть через черный вход — объединение с Румынией. Другого шанса может и не быть.
Перемены в мире также заставляет действовать
Принуждает действовать и внешний фактор. В военном конфликте России и Украины, Молдова недвусмысленно встала на сторону Киева, и поражение соседней страны, падение режима Зеленского со всеми вытекающими последствиями, являются катастрофой для Санду и ее курса.
Территориальное приближение России вынудит нынешнюю молдавскую верхушку спасаться бегством. Или, если получится, прикрыться Румынией (ЕС и НАТО) как щитом.
Безусловно, пугает кишиневские власти и пересмотр международных норм и правил поведения, инициированные администрацией Дональда Трампа. Грубое использование военной силы, политика санкций, захват глобального рынка энергоресурсов, конфликт США и ЕС, пересмотр роли НАТО. Это и другое дезориентирует нынешних руководителей маленькой Молдовы.
В то же время, если начался пересмотр границ, то не время ли вернуться в лоно «Великой Румынии»? В мировой политике наступили времена, когда такое уже не выглядит чем-то невозможным.
Кишиневские власти заставляет действовать и решение ЕС подготовиться в ближайшие годы к войне с Россией. Европейская комиссия даже готовит изменения в кредитной политике, чтобы у военных было достаточно средств к началу боевых действий, которые по мнению европейских генералов могут начаться в 2028 году. Лихорадочные военные приготовления уже наблюдаются в странах Прибалтики, Польше и, конечно, соседней Румынии.
Есть ли секретный план?
Нельзя исключить, что открытая пропаганда возможного объединения с Румынией, а также и прямые действия Кишинева в этом направлении — всего лишь фрагмент секретного плана военно-политического руководства ЕС. Из-за проблем с США Западная Европа теперь вынуждена больше рассчитывать на собственные силы и действовать в некоторой степени самостоятельно. И, разумеется, планировать определенные события будущего. Из-за войны на Украине и в связи с судьбой РМ, кандидата в члены ЕС.
То, что определенные закулисные обсуждения идут и даже существуют согласованные решения, едва ли должно кого-то удивлять. Например, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что в Евросоюзе имеется подписанный документ, разрешающий при необходимости отправку войск на Украину.
Информацию Виктора Орбана подтвердил госсекретарь США Марко Рубио. По словам Рубио, проект гарантий безопасности Украине подразумевает размещение на ее территории войск из нескольких стран Европы, прежде всего — из Франции и Великобритании.
Еще раньше Орбана вице-премьер по вопросам реинтеграции Валерий Киверь увязал вывод российских военных из Приднестровья размещением на границе Украины и Молдовы международной военной или мониторинговой миссии. Заявление Киверя показывает, что молдавские власти в курсе намерений Евросоюза по вводу войск. И эти события вполне могут стать толчком для действий в области безопасности в Приднестровье, или запуска сценария объединения.
Исторический контекст для «Великой Румынии»
Конечно, для того чтобы процесс воссоздания «Великой Румынии» окончательно перешел в практическую плоскость необходимо согласие стран и руководства ЕС.
Кстати, об этом писали румынские СМИ, ссылаясь на некие высокопоставленные конфиденциальные источники в Бухаресте. Источник пояснил несколько прохладную реакцию руководства Румынии именно этим: необходимо обсуждать тему со странами ЕС.
Недавно Майя Санду побывала с визитом в Польше, где обсуждались перспективы вступления Молдовы в Евросоюз, а также и вопросы безопасности. Несомненно уже происходит прощупывание почвы в правительствах стран ЕС, рассматриваются сценарии событий в регионе после завершения горячей фазы конфликта на Украине. И, само собой, заходит речь о последствиях итогов глобального противостояния для Молдовы.
Другими словами, не будет преувеличением сказать, что подготовка к объединению Молдовы и Румынии идет полным ходом. Ведь параллельно осуществляются инфраструктурные проекты, призванные сделать две страны одним целым. Унифицируется законодательство, сливаются энергорынки, снабжение РМ газом взято под контроль Бухарестом, к Румынии отошел порт Джурджулешть, сформировано единое информационное пространство, общество навязывается единый подход к истории. А академии наук Румынии и РМ подписали декларацию о политическом объединении двух стран, чтобы все было готово, когда возникнет исторический контекст.
Молдавская хора на раскаленных углях
Обобщая, нужно признать, что ответ Майи Санду британским журналистам — не импровизация, а продуманный ход. Это старт кампании по объединению Молдовы и Румынии. Шаг был продиктован внутриполитическими неудачами правящей партии, в том числе в евроинтеграции. Приближение российской армии, потеря территорий и возможный коллапс Украины являются смертельной опасностью для правящей в Молдове группировки.
Санду и ее партия видят в «унире» палочку-выручалочку для себя, но также и шанс войти в историю, как люди, рискнувшие воплотить идеал воссоздания «Великой Румынии».
Сами действия молдавских политиков, направленные на ликвидацию РМ, являются серьезнейшей угрозой для граждан страны, их жизней.
Попытки ЕС ввести войска на границу Украины и Молдовы вынудят Москву уничтожить западных военных. Как следствие, война затронет не только территорию Приднестровья, но и правобережную Молдову. Угроза гражданской войны по образцу 90-х станет слишком реальной.
Но в этот раз произойдет коллапс молдавской государственности. Либо, если российские войска продвинутся к Одессе, может быть создана Молдова 2.0.
Однако в настоящий момент пока ничто не предопределено. Вместе с тем крушение Украины день за днем подводит Молдову к самой опасной черте со времен Второй мировой войны.
То, что затеяла Майя Санду и ее приближенные, напоминает трюк хождения по горящим углям. Увидим, получится ли у них это рискованное шоу. Только вот гражданам Молдовы уготована не роль зрителей, которых развлекают, а тех, кто должен будет вместо политиков плясать хору на раскаленных углях.
Автор — Сергей Ткач




