Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Паровоз расширения ЕС мчится в пропасть

Еврокомиссия представила очередной ежегодный отчет о планах расширения ЕС. В документе значится, что в четверку стран, которые движутся в ЕС, вошли Албания, Черногория, Молдавия и Украина. 

Представляя 4 ноября в Европарламенте отчет по расширению ЕС, еврокомиссар Марта Кос отметила, что эти страны «наиболее продвинулись в реформах в течение прошлого года». А учитывая темпы реформ стран-кандидатов, «успешное расширение ЕС является вполне реалистичным в ближайшие годы».

Еврокомиссар по вопросам расширения отметила, что все кандидаты хотят ускорить этот процесс: «Черногория хочет завершить переговоры в конце 2026 года, Албания – в конце 2027 года, Молдова и Украина – в 2028 году». Она подчеркнула, что «следующий год станет моментом истины для всех стран-кандидатов, но особенно для тех, которые представили амбициозные планы по завершению переговоров».

Говорить о небольших балканских странах не будем. ЕС их съест и ничуть не подавится, а вот одновременная интеграция Молдавии и Украины может разорвать объединение как передутый воздушный шарик. Тем не менее европейские глобалисты на всех парах разгоняют поезд ЕС в этом направлении.

Несмотря на плохое состояние украинской экономики, зашкаливающий уровень коррупции власти и демографическую катастрофу в стране, Еврокомиссия высоко оценила перспективы Киева на вступление в ЕС: «Украина продолжает демонстрировать незаурядную стойкость и преданность своему европейскому пути». 

Даже оценка реформы в сфере судопроизводства и борьбы с коррупцией осталась такой же, как в прошлом году, – «определенный прогресс», хотя Брюссель выражал недовольство попыткой «подорвать независимость» антикоррупционных институтов (НАБУ и САП), которая была очень быстро «развернута».

Несмотря на появление в мировых СМИ информации о негативных трендах, происходящих на Украине, обнародованный отчет Брюсселя не содержал никаких нелицеприятных для хунты Зеленского пассажей. Этот факт подтвердил представитель Украины при ЕС Всеволод Ченцов, получивший подтверждение Еврокомиссии, что «такие фразы в отчете отсутствуют». Единственной критикой Украины стала напоминание о «чрезмерном давлении на антикоррупционные органы, которое остается предметом беспокойства» ЕС.

В то же время, доклад Брюсселя приводит информацию о многочисленных нарушениях прав арестованных и заключенных, пытки и жестокое обращение, а также условия содержания под стражей, включая доступ к медицинскому обеспечению и отсутствие эффективных средств правовой защиты на Украине. Вот только все эти вопросы относятся к полномочиям Совета Европы и рассматриваются Европейским судом по правам человека в Страсбурге (на 31 августа 2025 года – 694 дела против Украины), а значит, формально, не имеют прямого отношения к расширению ЕС. И Киев делает вид, что в опубликованном документе Еврокомиссии все прекрасно.

Украинский вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции Тарас Качка назвал этот отчет о расширении лучшим за последние три года: «Большая скорость реформ по 15 переговорным разделам. В 12 разделах этот прогресс на высоком уровне. Ни по одному из разделов нет падения общей оценки подготовки к вступлению в ЕС. В 11 разделах мы имеем повышение общей оценки, что является лучшей оценкой динамики с момента признания кандидатом».

Фактически во всех разделах документа, касающихся анализа украинских реформ, осуществленных с целью вступления в ЕС, указывается на положительный прогресс Украины. Варьируется только степень этого прогресса: от «ограниченного» до «хорошего». Даже киевские СМИ удивились такому неожиданно благоприятному подходу Брюсселя, отмечая, что рассчитывали на более критический по отношению к Украине отчет Еврокомиссии.

Зеленский, который со дня на день ждет обвала линии фронта у Покровска или Купянска, моментально использовал такой положительный для Киева отчет Еврокомиссии для изменения медиа повестки в стране. Он попытался даже усилить этот эффект и заявил, что не только видит Украину членом ЕС до 2030 года, но и хотел бы видеть себя во главе страны после ее вступления: «Я хотел бы верить, что Украина будет в ЕС даже до того, раньше».

Посол ЕС в Киеве Катарина Матернова указала, что Украина является примером того, как можно проводить реформы, «одновременно борясь за национальное выживание, суверенитет и свободу». В общем, сложно нарисовать более идеальную картинку европейского будущего Украины для обывателей.

Еще лучшей оценки со стороны Брюсселя удостоились усилия официального Кишинева. Как заявила Марта Кос: «По результатам одного года Молдова демонстрирует наибольший прогресс среди всех стран-кандидатов». 

Если считать усилиями кишиневской власти попытки извратить мнение своего народа, тогда конечно. Причем такая ситуация наблюдается второй год подряд. В октябре 2024 года путь Молдавии на интеграцию в ЕС был фактически продавлен за счет голосов диаспоры. А в сентябре 2025 года на парламентских выборах правящая проевропейская партия «Действие и солидарность» (PAS), используя грязные политические методы, смогла удержаться у власти и назначить правительство, которое без сомнений сдаст Брюсселю все национальные интересы молдавского народа во время переговоров о вступлении в ЕС.

Вот только в отчете Еврокомиссии произошедшие события были описаны так: «Молдова продвинулась на своем пути к вступлению в ЕС ускоренными темпами и существенно углубила сотрудничество с ЕС, несмотря на длительные гибридные угрозы и попытки подорвать и дестабилизировать страну на ее европейском пути».

Теперь Брюсселю надо решить, как начать процесс переговоров о вступлении Украины и Молдавии в ЕС, учитывая, что против этого категорически выступает Венгрия.

Во-первых, Еврокомиссия уже сейчас хочет получить мандат для проведения переговоров на уровне экспертов, т. е. без официального открытия переговорных кластеров.

Во-вторых, Брюссель хочет избавиться от необходимости единогласия стран-членов ЕС на промежуточных этапах процесса интеграции страны-кандидата, оставляя его лишь для начального и конечного решения: «Мы должны придерживаться единогласия при предоставлении статуса кандидата и завершении процесса».

Идея обхода венгерского вето в том, чтобы провести все необходимые переговоры со страной-кандидатом на рабочем уровне (неофициально), а затем просто оформить согласованные решения: «Когда все условия будут выполнены, мы сможем открыть кластеры также официально». 

Еще одним обговариваемым в ЕС вариантом преодоления сопротивления Будапешта является идея квазичленства или ограниченного членства присоединяющихся к ЕС стран. Такие неофиты не имели бы права вето на решения ЕС или, другими словами, того же статуса, как старые члены сообщества.

Вот только Зеленский сразу публично возмутился тем, что ему хотят подсунуть табуретку вместо полноценного стула за столом ЕС: «Нет, как это можно понимать? Мы хотели бы, чтобы к Украине было отношение на равных. И если речь о членстве в ЕС – оно должно быть равноправным». По его мнению, нельзя быть «наполовину членом ЕС».

Странно. А ведь отношение киевской власти к СНГ как раз и было таким себе «наполовину» членством. В 1991 году Украина стала одним из государств-основателей СНГ, но так никогда не ратифицировала подписанный Устав и не признала себя членом содружества.

Недовольный откладыванием переговоров о вступлении в ЕС, Зеленский снова обвинил венгерского премьера Орбана в поддержке Москвы: «Даже сейчас, во время этой войны, мы не получили от него никакой поддержки». 

Удивительно, что Зеленский не посчитал «поддержкой» ни сотни миллиардов евро, которые выделял киевскому режиму ЕС все предыдущие годы (в том числе за счет венгерских взносов), ни почти два десятка пакетов антироссийских санкций, утвержденные саммитами ЕС за период СВО, ни помощь украинским беженцам, приехавшим в Венгрию.

А ведь до весны этого года, когда Будапешт категорически отказался продолжать выделять Украине очередные десятки миллиардов евро, Киев постоянно получал европейскую финансовую и военную помощь. Но кто там об этом помнит?

Сейчас же на вопрос, делает ли ЕС достаточно для поддержки Украины, Зеленский ответил, что ему «все еще нужны США и Европа, и тогда у нас будет шанс». Очень похоже на известную фразу: «Дайте воды попить, а то так есть хочется, что переночевать негде!» Ну да киевской власти не привыкать сидеть нахлебником на шее Запада.

В общем, ЕС продолжает одновременно вести два разнонаправленных процесса: с одной стороны, проводит милитаризацию и готовится к 2030 году воевать против России, а с другой – планирует расширяться за счет Украины, поддержка которой уже привела к экономическому кризису в Европе. Независимо от сценария, который будет реализован, ЕС не сможет продолжить свое существование в сегодняшнем формате, а европейским гражданам будет очень несладко.

Автор — Дмитрий ШЕВЧЕНКО

Источник