Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Эксперт: В Молдове разгорается борьба за контроль над генеральной прокуратурой

Пост главы ГП традиционно является «лакомым куском» для различных политических сил, и борьба за эту должность разгоралась при любой власти в РМ.

Борьба с коррупцией и очищение государственных институтов стали ключевыми пунктами предвыборной программы нового президента. Но, чтобы воплотить их в жизнь, ей понадобятся реальные рычаги влияния на органы власти, в особенности на институты уголовного преследования.

На фоне общей нестабильности последних нескольких месяцев 2021-й год в Молдове ожидаемо начался с новых разборок во властных структурах. Не обошли они и Генпрокуратуру, в молдавских реалиях — один из ключевых государственных институтов. В начале января генеральный прокурор Александр Стояногло заявил о беспрецедентном давлении на органы прокуратуры со стороны проевропейских политиков.

Пост главы ГП традиционно является «лакомым куском» для различных политических сил, и борьба за эту должность разгоралась при любой власти в РМ. Оттого за всю историю независимой Молдовы ни один генпрокурор не осуществлял полномочия до окончания своего мандата — все они добровольно уходили в отставку на фоне громких скандалов и общественного давления. Единственным исключением является разве что Дмитрий Постован, который занимал данный пост с 1990 по 1998 годы.

Новый президент Майя Санду следует исторически устоявшимся трендам, также понимая всю важность контроля над этим институтом, а также его краеугольное значение для реализации заявленных целей: борьбы с коррупцией и санации госорганов (а, в случае крайней необходимости, и для расправы над своими политическими оппонентами). Ещё будучи премьер-министром, она требовала отставки генпрокурора Эдуарда Харунжена, которого обвиняли в связях с олигархом Владимиром Плахотнюком. Впоследствии она предпринимала шаги, чтобы пролоббировать назначение нужного кандидата на данный пост. Так, в 2019 году по её инициативе была создана специальная комиссия Министерства юстиции, которая должна была провести конкурс на должность генпрокурора. Однако после «неудовлетворительных» итогов отбора министр юстиции правительства Санду Олеся Стамате попросту аннулировала его результаты.

После этого правительство предложило внести изменения в закон о прокуратуре, в соответствии с которыми премьер-министр должен был сам направлять потенциальные кандидатуры в Высший совет прокуроров. Причём указанные поправки нынешний президент предложила принять без согласования парламента (под собственную ответственность). Чем закончилась эта история, хорошо известно — политическим кризисом, последствиями которого стал распад правящей коалиции и отставка правительства Санду. А на посту генерального прокурора оказался Александр Стояногло.

С тех пор вопрос не стал менее принципиальным. Еще до вступления в должность президента, Майя Санду возобновила попытки перехвата контроля на ГП, а также давление на персону ее нынешнего начальника. В эфире молдавских телеканалов она открыто заявляла, что в случае победы на президентских выборах отстранит Стояногло от должности. Вполне возможно, что у главы государства есть не только интересы в эффективном расследовании резонансных уголовных дел, но и личные счёты с действующим генеральным прокурором.

При этом сегодня глава государства называет «спекуляциями» слухи о готовящейся отставке генерального прокурора и утверждает, что у неё нет полномочий для осуществления такого шага. Не подтверждает Майя Санду и информацию о каком-либо давлении на органы прокуратуры. Кстати, сам Стояногло недавно заявил об отсутствии какого-либо противостояния с главой государства.

Многие молдавские эксперты, к примеру, бывший судья ЕСПЧ Станислав Павловский и экс-председатель Конституционного суда Думитру Пулбер подтверждают, что законного способа досрочно отстранить от должности генерального прокурора не существует, поскольку данная фигура полностью независима от правительства, президента и парламента. Кроме того, если генерального прокурора отправят в отставку незаконно, Конституционный суд сможет восстановить его в должности.

Впрочем, молдавская политика — это всегда кладезь необъятных возможностей, которые часто находятся вне конституционного поля. Ведь никто не отменял, например, оказание давления со стороны общества и коллег, которое может вынудить Стояногло подать в отставку по собственному желанию. Сохраняется и вариант возбуждения в отношении генерального прокурора уголовного дела. Если смотреть на исторический опыт, то сценариев хватает. Так, предшественник Стояногло Эдуард Харунжен покинул пост вследствие совместного ультиматума президента и парламента, Корнелиу Гурин — на фоне широких общественных протестов 2015-2016 годов, Валерий Зубко — в связи со скандалом вокруг смерти бизнесмена Сорина Пачу. Поэтому, предчувствуя возможные интриги, Стояногло уже обратился за поддержкой к Венецианской комиссии, Европейскому парламенту и к другим международным структурам.

Сегодня советники действующего президента, депутаты от партий PAS и DA безапелляционно выступают против генерального прокурора. Очень «вовремя» появилась история о связях Александра Стояногло с бизнесменом Вячеславом Платоном. И хотя обвинения по данному вопросу исходят, скорее, от сторонников демократической партии, президент и его окружение пользуются ими в своих интересах.

Примечательно, что у ряда критиков генерального прокурора из правого лагеря, по-видимому, есть определенные проблемы с законом. Так, некоторые советники президента — Олеся Стамате, Алла Немеренко, Лилиана Николеску-Онофрей и Сергей Тофилат — случайно не успели задекларировать свои доходы. То же можно сказать и о депутатах PAS Дмитрии Алайбе и Веронике Рошка, которых обвиняют в фальсификации сведений об имуществе. Защита своих сторонников от излишнего внимания надзорных органов вполне молжет быть еще одним мотивом для обладания ГП.

Победив на выборах, Майя Санду, скованная узкими президентскими полномочиями, логично стремится выстроить вертикаль власти под себя. В этом смысле Генеральная прокуратура — важнейший рубеж, который таит в себе ключи от многих будущих политических побед. Взять его, по всей видимости, будет принципиальной задачей в этом году. И пусть нынешний генпрокурор за время своего мандата максимально дистанцировался от любых политических игр, формально декларируя полную нейтральность возглавляемого органа — в современных реалиях, где ты «либо с нами, либо против нас», этого будет явно недостаточно ни для одной из сторон внутриполитического противостояния.

Автор — Кристиан РУССУ

Источник