Прокуратура обратилась к Венецианской комиссии и ряду других международных организаций в связи с действиями правящей партии и президента страны.
Речь идет о запросе их точки зрения в контексте изменений, принятых парламентским большинством. Об этом заявил на пресс-конференции в четверг генпрокурор Александр Стояногло, передает moldpres.md
Прокурор напомнил, что «в Республике Молдова, как и в любом государстве, которое утверждает, что оно является демократическим, законодательная, исполнительная и судебная власти разделены, но взаимодействуют с позиций равенства и в условиях лояльности для реализации прерогатив, не ущемляя независимость и беспристрастность другого».
«Подчеркиваю, что в соответствии с Конституцией Республики Молдова прокуратура является автономным государственным учреждением в рамках судебной власти и подчиняется только закону. За исключением иерархического внутреннего контроля, единственным органом, который осуществляет процессуальный контроль деятельности прокуратуры, является судебная система, но ни в коем случае не президент, парламент или правительство», — уточнил Стояногло.
В этой связи чиновник сослался на отсутствие диалога с руководством страны.
«Прокуратура неоднократно пыталась наладить взаимоприемлемый диалог, основанный на взаимоуважении и конструктивных отношениях с главой государства. К сожалению, наши усилия оказались напрасными», — констатировал глава ведомства.
В этом контексте генеральный прокурор обратился к президенту страны с призывом восстановить деятельность Высшего совета безопасности (ВСБ) в русле законности.
«В то же время мы обращаемся в Конституционный суд с уведомлением о проверке конституционности включения генерального прокурора в состав ВСБ», — сказал Стояногло.
В то же время прокурор упомянул, что он был прозрачен в отношении любого «чувствительного дела».
«Отрицание каких-либо достижений прокуратуры, игнорирование их, необоснованная недооценка работы прокуратуры по расследованию десятков тысяч дел в рамках производства, манипулирование и дезинформация общества об «отсутствии результатов в расследовании банковских махинаций» и о том, что через полтора года прокуратура повернула направление расследования на 180 градусов по сравнению с тем, что имитировала до недавнего времени. Учитывая, что за полтора года и в ограниченных пандемией условиях прокуратура завершила и направила в суд десятки дел в отношении бывших руководителей Национального банка Молдовы, других банков, участвовавших в этой схеме, администраторов процесса банкротства, сотрудников Холдинга Шора и других лиц, причастных к хищению миллиарда, на активы которого были возбуждены аресты на сумму около 3,1 миллиарда леев», — продолжил глава Генпрокуратуры.
По его словам, расследование продолжается по множеству эпизодов, произведенных в 2010-2015 годах, которые также являются предметом дела «Кража миллиарда», и мы перейдем к этапу, когда будут привлечены не только организаторы и бенефициары, но также и те, кто проголосовал за решения правительства, разрешившие ограбление национальной банковской системы.
«То же самое и с другими делами, о которых так много говорят: «Кулек», «Багамы», «Платон», «Ландромат», «Концессия аэропорта». Мы проинформируем широкую общественность о каждом случае, представив решения и аргументы», — подчеркнул чиновник.
Александр Стояногло подтвердил, что готов публично ответить на все обвинения.
«Вы можете ежедневно спорить по поводу моего увольнения, но я публично заявляю вам, что прокуратура не примет инструкции и не будет действовать по приказу или эмоциям», — резюмировал генеральный прокурор.