Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Последует ли арест Лянкэ, Дрэгуцану, Канду или Майя Санду начнет «рубить» головы своих политических противников?

Пройдет ли новая власть тест на честность?

Хорошо известный в Молдове румынский профессор Дан Дунгачиу посоветовал Майе Санду начать не с реформ, а  с громких арестов. Дунгачиу говорит,  что первым делом нужно  выложить на стол несколько «голов Моцока».

(Ворник Моцок – правая рука молдавского господаря, голову которого требовал возмущенный народ в качестве расплаты за несправедливость власти; персонаж исторической повести Константина Негруцци «Александру Лэпушняну» — прим.)

По мнению Дунгачиу, такие аресты нужны, «чтобы прессе и населению было о чем поговорить». Подобную логику  нельзя назвать безупречной, так как она предполагает, что «хлеба» гражданам новая власть немедленно дать не способна,  в ее силах обеспечить народ  только «зрелищами».

В то же время, поскольку Санду всю свою кампанию построила именно на борьбе с коррупцией, то  для нее  будет вполне естественным   перейти от слов  к действиям.

И вот здесь возникает важный выбор: взяться за политических оппонентов, как на Украине это сделал Зеленский, или же привлечь к ответственности виновных в самых громких преступлениях? Это не одни и те же лица.

Несомненно, крупнейшим делом независимой Молдовы была «кража века». Осуществить преступный замысел было невозможно  без участия политиков и высокопоставленных чиновников.

После бегства Плахотнюка и Шора в 2019 году молдавский парламент создал специальную комиссию по расследованию банковского мошенничества. Ее возглавил тогда вице-спикер Александр Слусарь, в состав  комиссии входили  нынешние депутаты ПДС – Лилиан Карп и Дмитрий Алайба.

Расследование депутатов подтвердило вывод, который некоторые  аналитики  и журналисты (включая автора этих строк)  сделали  еще в 2015 году. Главные организаторы и исполнители преступной схемы – политики и высокопоставленные чиновники. Какие партии «крышевали» кражу?  Главным образом — ЛДПМ и ДПМ. А чиновники? Ответ также известен – НБМ под руководством Дрэгуцану, правительства Лянкэ и Габурича.

Подводя итоги, глава комиссии Александр Слусарь заявил: «После того как правительство Республики Молдова  приняло решение предоставить государственные гарантии по срочным кредитам, предоставленным Национальным банком Молдовы на сумму 9,5 млрд леев, три банка работали без установления специального государственного администрирования, в результате чего из банковской системы РМ украли огромные суммы денег.  Правительство и Нацбанк действовали в то время  с серьезной служебной халатностью, не установив сразу после предоставления государственных гарантий контроль над Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank».

И парламент  потребовал от Генпрокуратуры  начать уголовное расследование в отношении бывшего премьер-министра Юрие Лянкэ, экс-министра финансов Анатолия Арапу, экс-управляющего Нацбанком Дорина Дрэгуцана и депутата-демократа, бывшего спикера  парламента Андриана Канду.

Основанием для уголовного преследования были названы их причастность к краже 1 млрд. долларов из трех молдавских банков в 2014 году и противодействие раскрытию преступления. 

Начать именно с «кражи века» – долг нынешнего президента. Это преступление нанесло  государству материальный ущерб в особо крупных размерах,  привело к падению курса лея,  обнищанию населения, росту цен,  граждане до сих пор выплачивают НБМ украденные миллиарды. И справедливость должна, в конце  концов, восторжествовать.

Для Майи Санду эта история является «лакмусовой бумажкой». Можно, конечно, арестовывать тех, кто устраивал незаконную слежку за политиками, гражданскими активистами и журналистами, раскрывать коррупционные схемы «мелкой рыбешки».  Но только один момент нам ясно укажет, что президент не играет с народом в кошки-мышки, не имитирует борьбу с коррупцией и преступностью. Это  — арест высокопоставленных чиновников, чью вину установила парламентская комиссия, а еще раньше зафиксировали журналистские расследования.

Если президент не  инициирует  наказание Лянкэ, Дрэгуцану, Канду, Арапу, не сделает это первым пунктом своей программы борьбы с коррупцией и преступностью, то  надежды граждан, голосовавших за ПДС и Санду,  окажутся ошибкой.  Более того, все поймут, что представители новой власти хотят скрыть свою роль в громкой, грязной  криминальной истории.

Наступает момент истины, и  нового  председателя парламента Игоря Гросу никто не тянул за язык, когда он на днях заявил, что «все коррупционеры, нарушители закона должны быть наказаны. Это касается всех, независимо от политической окраски. И наказывать нужно всех, а своих — прежде всего».

Теперь власть обязана доказать, что у нее слова не расходятся с делами и заняться  Лянкэ, Дрэгуцану, Канду, Арапу, которым парламентская комиссия отвела первые  позиции в  криминальном списке!

Как мы видим,  у президента и ПДС есть выбор. Привлечь  бывших высокопоставленных чиновников к ответственности  или  сделать вид, что проблемы нет. С одной стороны, это будет  тест на честность для новой власти. А в случае бездействия  мы получим доказательство того, что ПДС  является  на самом деле всего лишь новой политической  ширмой  «отца молдавской коррупции» и экс-лидера ЛДПМ Влада Филата, как говорят оппоненты Майи Санду.

 Многие обратили внимание, что партия «Шор» поддержала избрание спикером Игоря Гросу, обещала проголосовать и за Наталью Гаврилицу в качестве премьер-министра.

Похоже,  ситуация развивается как в поговорке: старый друг лучше новых двух. На этом фоне избрание депутата  Илана Шора  в комитет по контролю за государственными  финансами уже не вызывает ухмылку, а настораживает как дурной знак.

Автор — Сергей ТКАЧ