Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

PAS отправили в нокдаун. Ждать ли нокаута?

Если в правящей партии не возьмутся за голову, то к весне социально-политическая ситуация может стать еще более тяжелой – и возможно даже необратимой.

Эта неделя началась, пожалуй, с самого тревожного «звоночка» для действующей власти. Ее представители наверняка испытали первый настоящий стресс, после того как увидели результаты очередного социологического среза, проведенного в начале декабря.

Опубликованы они были в понедельник CBS-Research, IDIS «Viitorul» и Институтом политических наук и международных отношений Румынской академии. Согласно итогам опроса партия власти стремительно теряет доверие граждан, да так, что рейтинги оппозиционного блока «коммунистов и социалистов» и партии «Действие и солидарность» практически сравнялись. Процентно это выражается так: если бы парламентские выборы состоялись в следующее воскресенье, обе партии получили бы по 24,7%. Причем из общего числа определившихся со своим выбором, за коммунистов с социалистами готовы проголосовать 37,8% респондентов, в то время как за PAS даже чуть меньше – 37,7%.

Чтобы хоть как-то сгладить столь неприглядные цифры за несколько дней до их публикации в публичное пространство, скорее всего не без ведома высокопоставленных чиновников, быстро были вброшены итоги другого опроса, проведенного Республиканским международным институтом (IRI) (правда, в период с сентября по октябрь 2021 года – а с того момента много воды утекло). Результаты показывают, что ранней осенью партия «Действие и солидарность» пользовалась доверием 36% граждан, в то время как партию социалистов готовы были поддержать лишь 14% избирателей.

Выравнивание рейтингов двух основных противоборствующих сил может свидетельствовать о том, что часть левого электората, которая хоть и с натяжкой, но поверила в ходе внеочередных парламентских выборов партии «Действие и солидарность», плавно возвращается к своим традиционным партийным предпочтениям. Другая группа разочаровавшихся избирателей не готова пока отдавать преимущество ни одной из партий и осела в зоне неопределившихся.

Наверное, руководству страны в таких обстоятельствах логично было бы собраться с мыслями, детально проанализировать происходящее и скорректировать свою политику, чтобы хоть как-то развернуть ее лицом к людям. Но правящая партия вместе с правительством в очередной раз выбрали худшее решение и пустились во все тяжкие, отчаянно пытаясь убедить граждан в том, что власть делает все возможное и старается выполнять предвыборные обещания.

Весь государственный аппарат был спешно переведен в «режим повышенной тревоги». За вчерашний день в различных эшелонах власти успели вновь на полном серьезе поговорить о запрете партии «Шор», рейтинг которой согласно последним соцопросам к слову неплохо подрос, объявить в розыск по линии Интерпола нескольких сомнительных персонажей, связанных с режимом Плахотнюка, а также вызвать на допрос в прокуратуру почетного председателя партии социалистов Игоря Додона.

А ведь последнее время только ленивый не говорил о том, что нынешнюю власть уже в скором времени ждут неприятности. Эксперты настойчиво твердили – надо что-то менять, поскольку ситуация стремительно ухудшается. По итогам 100 дней работы правительства для многих стало понятно, что действующий кабинет министров не способен претворить в жизнь социально-политическую программу, отвечающую ожиданиям населения. В итоге по истечении четырех месяцев в нашем обществе возобладали тревожные настроения и глубокое разочарование. Лидеры же правящей партии, вероятно, рассчитывали на куда более длительный запас терпения со стороны граждан и сосредоточились на тщательной зачистке государственной системы, нежели на вопросах улучшения условий жизни населения.

Значительная часть ответственности, конечно же, лежит на президенте и партии «Действие и солидарность». Они так увлеклись в ходе избирательной кампании, что сами создали крайне завышенные требования и надежды у избирателя, для удовлетворения которых на самом деле нет ни времени, ни ресурсов, ни достаточного управленческого опыта. Поэтому рано или поздно нынешний руководящий состав должен был заплатить соответствующую цену, тем более на фоне череды провалов и неудач.

Если после этого болезненного удара никто не возьмется за голову, то к весне социально-политическая ситуация может стать еще более тяжелой – и возможно даже необратимой. Более того, первый политический нокдаун для действующей власти ускорит другие внутренние процессы и, скорее всего, в ближайшие месяцы в левоцентристском сегменте произойдет ускоренный ребрендинг с появлением новой когорты лидеров, задача которых – стать «разумной альтернативой» правящему режиму. Наиболее заметной фигурой, активно и вполне результативно оппонирующей власти, является столичный градоначальник Ион Чебан, которого согласно последнему опросу поддерживает практически половина жителей Кишинева.

Другой не менее важный фактор состоит в том, что левые силы при всей своей разобщенности, тем не менее, способны отмобилизоваться в некое политическое созвездие. Чего не скажешь о ситуации на правом фланге, где усилиями Майи Санду и лояльной ей политической партии все остальные игроки и бывшие соратники были маргинализированы. У проевропейского избирателя на данный момент попросту нет достойной политической альтернативы, и когда она появится – неизвестно. Худший вариант, если левая оппозиция и часть правых сил и вовсе объединятся в единый фронт против не справляющегося с задачами парламентского большинства, причем определенные признаки такого сценария уже просматриваются.

С другой стороны, проблемы правящей партии могут обратить более отчетливое внимание со стороны Вашингтона и Брюсселя, недостаточная поддержка которых тоже отчасти является причиной происходящего. Поэтому для укрепления позиций власти и недопущения реванша левых сил, руководству республики вполне могут подставить «дружеское плечо» в виде финансовой помощи и других бонусов.  Мы неоднократно видели это в период Альянсов за европейскую интеграцию, которым «подсыпали» в сложные внутриполитические периоды.

Однако пока это все теоретические рассуждения. На практике же коллективный оппозиционный фронт сумел найти болевые точки Майи Санду/PAS и добиться нужного результата, навязав обществу критическое восприятие власти. Хотя основная «заслуга» в этом принадлежит самим критикуемым, которые накапливают ошибки в невероятно высоком темпе. Поэтому можно с уверенностью сказать, что этот политический раунд правящая партия в тандеме с президентом однозначно проиграли.

Автор — Виктор ЕНИ

Источник