Вчера президент Молдовы Майя Санду выступила с посланием «по случаю дня 9 мая».
Его можно было бы обойти вниманием, но глава государства попыталась показать, что она обладает правдой об истории нашего края в конечной инстанции. Президент говорит, что «надо знать факты, знать правду». И несколько раз использует оборот «А правда в том…». Но после прочтения ее трактовок правды, у любого грамотного человека возникает вопрос: либо президент (или ее спичрайтеры) не знают историю, либо хотят «отполиткорректить» некоторые события.
Прежде всего, это касается масштабов трагедии, пережитой жителями Бессарабии после того, как немецко-румынские фашисты захватили нашу родину.
Майя Санду, не называя вещи своими именами, говорит, что «людей убивали десятками тысяч только из-за их этнической и религиозной принадлежности». Людей убивали также из-за их политических взглядов. Это немаловажно. И масштаб трагедии совсем другой.
Вот хорошо задокументированные факты. (Информация, основанная на неопровержимых свидетельствах, подготовлена журналистом Еленой Андреевой, газета «Молдавские ведомости»).
«1. В Транснистрии, губернаторстве, созданной румынами за Днестром, погибло 200 тысяч советских и румынских евреев. Но с 1943 года евреи гетто стали получать помощь международных еврейских организаций, благодаря чему здесь уцелело около 70 процентов всех выживших в оккупации советских евреев.
2. На территории Бессарабии было создано 49 лагерей и гетто для евреев и цыган. В Кишинёве гетто примыкало к Вистерниченам, его границы проходили по улицам Харлампиевской, Кожухарской, Вознесенской и Павловской. Массовые расстрелы евреев проводились по всей Молдавии. В Косоуцком лесу убили 6000 человек, в концлагере у Вертюжен – 7560, в Дубоссарах — 12 тысяч.
3. За годы войны Молдова потеряла четверть населения, в том числе 90 процентов евреев и две трети цыган. 47 247 жителей вывезли в Германию. Декретом № 521 от 17 августа 1943 года были узаконены телесные наказания, которые испытал каждый десятый — 207 тысяч человек, из них 22 700 скончались. За разговоры на русском в общественных местах полагались штраф в 100 тысяч лей и три года тюрьмы. Крестьяне были обложены 40 видами налогов, рабочие получали в день 150-200 граммов хлеба по карточкам. Уровень смертности возрос в 3-4 раза. От голода и болезней за первые два года румынской власти погибло около 200 тысяч человек.
4. Из библиотек Кишинёва румынской властью было изъято 1,2 миллиона книг, в том числе на европейских иностранных языках и дореволюционных. В Тирасполе сожгли 250 тысяч томов, в Бельцком уезде — 15 вагонов книг».
Это — сухие цифры. Но вот рассказ ветерана Великой Отечественной войны Николая Руцкого, о том, как себя вели вторгшиеся на восточный берег Прута румынские войска в северном городке Липканы. Николай Руцкий еще жив. В городке проживало много евреев. Захватившие населенный пункт в 1941 году румынские солдаты расстреливали евреев прямо у стен их домов. То же самое было с теми, кто сотрудничал с Советской властью. Когда дети и женщины услышали непрекращающуюся стрельбу в центре города, они бросились бежать через поле к лесу, чтобы скрыться от румынских войск. Но румынские солдаты начали их преследовать и расстреливали, как азартные охотники убивают бегущих по полю зайцев. Становились на колено и прицельными выстрелами поражали движущуюся цель.
Этот рассказ подтверждали ранее и другие жители города Липканы, к сожалению, уже покинувшие этот мир.
Всех этих фактов вы не найдете в учебниках истории, которые введены, когда Майя Санду занимала пост министра просвещения. И значит, в том, что молодое поколение знает только часть «фактов», а не полной правды, есть вина нынешнего президента.
В соседней Румынии политические элиты нашли в себе мужество и признали факты Холокоста на территории Румынии, Бессарабии, на юге Украины.
Молдавские политики, правившие в стране после 2009 года, пытались всячески спрятать подальше от глаз неудобные факты. И наоборот — выпятить депортации и преступления сталинских времен. Но все это уже было осуждено давным-давно во времена СССР. А таких детей семей политически депортированных как Михай Гимпу или экс-президент Николае Тимофти нельзя назвать ущемленными советской властью. Они весьма преуспели в те «недобрые» для них времена.
В своем послании Майя Санду говорит: «У дня 9 мая — особое, символическое значение. Это еще и день, когда два великих европейских народа, французы и немцы, решили оставить прошлое, наполненное ненавистью и разобщением, которое несло смерть, войны и страдания для всех, — в прошлом». У немцев и французов появился шанс начать строительство новой Европы только в результате победы советского народа в Великой Отечественной войне, неимоверных жертв, которые были принесены для того, чтобы уничтожить фашизм в его логове.
К сожалению, послание президента Майи Санду, в принципе, по духу примирительное, все же оказалось не совсем честным.
Правда, как правило, бывает неудобной, именно это ее отличает от полуправды и лжи.
Полуправда между людьми создает барьеры, а правда, какой бы горькой она не была, объединяет. Как объединялись в период послевоенного голода молдаване, украинцы, русские, евреи, болгары, гагаузы, армяне, представители других народов, когда делили друг с другом корочку хлеба и луковицу.
То, что глава государства решила самостоятельно посетить мемориал воинской славы «Вечность» говорит нам о том, что у президента есть своя «правда», а у председателя парламента и и.о. премьер-министра существует своя. Массовое посещение мемориала Воинской славы обычными горожанами, не по приказу властей, убеждает нас в том, что дети победителей никогда не примут «подмены», которую им хотят подсунуть некоторые руководители под видом «новой правды».
Президенты приходят и уходят, а народная память, переданная от отца сыну или дочери, внукам, будет жить независимо от того, что написано в «политкорректных» учебниках истории, говорят в европарламенте и в своих посланиях главы государств, которые меняют собственные взгляды в зависимости от обстоятельств.
Автор — Сергей ТКАЧ