Незаконное отстранение неугодного генпрокурора, слежка за оппозицией, а теперь и фактическая отмена неудачных для власти результатов выборов в Бельцах – «хорошие времена» чем дальше, тем больше напоминают правление Влада Плахотнюка.
Правящая партия день ото дня не устает удивлять и отнюдь не в положительном смысле. И ладно бы мелкие скандалы навроде того, что разразился вокруг Народного адвоката, которая ранее была адвокатом Санду, а в новой должности приняла на работу своего бывшего подзащитного непонятно на каких началах. В конце концов, кого у нас удивишь кумовством? Тем более что подобных проколов с сомнительными кадровыми назначениями «хорошие люди» успели набрать вагон и маленькую тележку.
Куда хуже, что новая власть, похоже, все больше чувствует безнаказанность и уже даже не старается придавать хотя бы минимальную видимость законности своим действиям. Как видим, президентская сила пыталась казаться хорошей только поначалу, но, столкнувшись с первыми трудностями и оппозицией своей власти – вполне нормальным явлением для современного цивилизованного государства – моментально достала из пыльного шкафа методички Влада Плахотнюка. И начала карать неугодных.
До этой недели самым ярким примером того, как в партии «Действие и солидарность» понимают слова «демократический процесс», было отстранение опального генпрокурора Александра Стояногло. Дело ему продолжают неспешно шить белыми нитками, хотя ничего по сути предъявляемых ему обвинений доказать до сих пор не получается. Вот и приходится городить совсем уж откровенную нелепицу, лишь бы побыстрее передать все в суд и покончить с этим постыдным для себя сюжетом.
Но намедни на «доске позора» правления PAS появилась новая отметка – а именно попытка снятия с выборов в Бельцах кандидата от партии «ШОР» Марины Таубер, уверенно выигравшей в первом туре. Что-то эдакое можно было бы ожидать сразу же после оглашения результатов голосования 21 ноября, где стало ясно, что «кандидат от власти» пролетел как фанера над Парижем. По официальным крайне недовольным реакциям из недр партии большинства было понятно, что необходимые шестеренки начали крутиться, и в руководстве страны стали обдумывать, каким бы образом можно было отыграть столь досадный и разгромный проигрыш.
Впрочем, тонкие комбинации – не для «хороших людей», а потому было решено действовать напролом через ЦИК, который после давления из президентуры обратился в суд с просьбой аннулировать, причем, надо сказать, по смехотворным причинам регистрацию Таубер. Об этом маневре в «ШОР» сообщили заранее, призвав дипломатические миссии и международные организации вмешаться. Однако это не помогло.
Я, конечно, прекрасно понимаю разочарование и обескураженность властей, чей представитель с треском уступил, да и ни кому-нибудь, а кандидату от «партии кражи миллиарда». Также, признаюсь, не питаю особых симпатий к формированию Илона Мироновича, популистская суть которого вполне очевидна. Тем не менее, бельчане сделали свой выбор, свободно и демократично, и в этом разрезе что думаю я или президент по поводу Таубер и качества ее партийной прописки уже не имеет никакого значения.
Таким образом, власти вновь показали свое реальное отношение к людям, особенно тем, кто не входит в число ее преданных сторонников. В этом плане показательно, чем обернулась в итоге история с законом об особом статусе Бельц. Именно он еще недавно был гвоздем избирательной программы Бориса Маркоча, кандидата от PAS. Но стоило Маркочу опростоволосится на выборах и даже не выйти во второй тур, как правящая партия тут же проект забраковала. И не видать теперь северной столице своего особого статуса – и только потому, что ее жители провинились перед властями за «неправильный» выбор.
Такая мстительность, кстати, вообще одна из приметных черт правления проевропейской команды. То Гагаузию начнут игнорировать, а ее башкана выкинут из состава Высшего совета безопасности из-за голосования за Додона и левых. То с Приднестровьем перестанут общаться. Теперь вот Бельцы наказывают. Может вообще тогда из республики «выкинуть» регионы, осмелившиеся не поддержать президента и ее формирование?
Убирая победителя выборов с гонки, причем в столь наглой манере, власть ставит себя выше и демократии, и воли людей, и принципов правого государства. Так что логично, что сейчас большинство наших политиков и экспертов, не причастных к PAS, в унисон вспоминают Влада Плахотнюка, одной из примечательных вех в карьере которого также была отмена итогов муниципальных выборов – только в Кишиневе. Тогда такое попрание демократии стоило вождю ДПМ расположения Запада, макрофинансовой помощи и, в конечном счете, правления как такового.
Но сейчас партнеры по развитию словно воды в рот набрали. Никакой реакции и уж тем более критики никто не выказывает. После всех предыдущих действий власти это даже не особо удивляет. Возникает только резонный вопрос – а сколько еще будут закрывать глаза наши зарубежные друзья, и как далеко находится та красная черта, заступление за которую все же сподвигнет Брюссель, Бухарест, Вашингтон или кого-нибудь еще сделать хоть что-нибудь. И не приведет ли такая молчаливая тактика к «истории успеха 2.0» с очередным разворовыванием государственных и заемных средств вперемешку с правовым беспределом.
Но, видимо, по мнению западных столиц, захваченное государство Плахотнюком – это абсолютно не то же самое, что захваченное государство Майей Санду и сотоварищами. Ведь главное, чтобы наместники были достаточно послушными и исполнительными, соблюдая все пожелания своих «старших товарищей». А что там с интересами и положением аборигенов – так это ни в какие времена «белых людей» не интересовало.
Автор — Семен АЛБУ, RTA