Визит американского посла в ЦИК, по-видимому, завершает основной акт долгоиграющего кризиса вокруг зарубежных участков для голосования.
Когда ЦИК впервые озвучил решение не увеличивать количество избирательных участков за рубежом, сразу стало ясно — дело пахнет огромным скандалом. Поэтому ничего удивительного нет в том, что «участковая» эпопея, даже спустя почти три недели, и не думала заканчиваться.
У каждой из сторон в этом вопросе — своя правда. Логично, что МИДЕИ предлагал резко нарастить число зарубежных пунктов для голосования, отталкиваясь от опыта последних президентских выборов. Хотя до этого оно росло в арифметической, а не геометрической прогрессии. Обоснованной выглядит и позиция ЦИК, который справедливо апеллировал к правовым и финансовым аргументам.
Резонанс ситуации подпитывался и тем, что в широких слоях нашего общества к голосованию диаспоры относятся, как минимум, недоверчиво. Распространено мнение, что в выборах в Молдове должны участвовать, прежде всего, те, кто в ней живет, так как именно они и будут пожинать их плоды. А гражданам, оказавшиеся за рубежом, следует голосовать в официальных дипломатических учреждениях республики — как это происходит в случае практически любых других государств.
Кроме того, многие помнят, что вся эта тема изначально появилась не из-за какой-то особой заботы об избирательных правах наших мигрантов. Последние должны были лишь служить надежным поставщиком голосов для правильных, читай — прозападных, партий, и с этой функцией они вполне справляются. И сейчас, имея за плечами парламентские выборы-2019 и президентские-2020, «гешефт» от подключения диаспоры к местным электоральным процессам стал особенно ощутим.
Оттого первичное решение ЦИК не открывать большее количество участков вызвало натуральную истерику прозападного лагеря. Платформа DA и AUR рассчитывали за счет голосов диаспоры все же преодолеть избирательный порог, а PAS грезит о парламентском большинстве, даже не предпринимая попытки вступить в торги с другими формированиями. Потому и такой оголенный нерв у всей этой ситуации с участками, вокруг которой сосредоточен массив интересов и надежд как самих участников выборов, так и стоящих за ними внешних игроков.
Судебные разбирательства по этому вопросу вроде бы финализировались решением Высшей судебной палаты, которое обязало ЦИК открыть-таки изначально предложенный МИДЕИ 191 участок. Тут, впрочем, есть свои юридические тонкости. Ключевая из них — одно из положений Кодекса о выборах, которое сейчас наглым образом нарушается. Оно говорит о том, что образование избирательных участков производится не позднее, чем за 35 дней до даты голосования. То есть вся эти маневры в принципе уже не должны иметь значения, так как противоречат букве закона.
Но давно известно, что главным мерилом законности в стране является не ее законодательство, а мнение наших зарубежных партнеров. Вчера представитель самого статусного из них, видя, что без «пинка извне» снова все катится в тартарары, решил самолично «командовать парадом» и вытащить ситуацию из состояния крутого пике.
Прямо накануне запланированных консультаций между ЦИК и МИДЕИ по поводу злополучных участков в Комиссию прибыл посол США Дерек Хоган. Американский дипломат вообще очень активен в этой избирательной кампании, постоянно навещая ее главных участников, органы власти и правосудия, и даже вот ЦИК, причем не единожды. Символично, что очередной инструктаж членов Комиссии со стороны Хогана произошел как раз в день празднования годовщины подписания декларации о суверенитете. В целом такие визиты уже совсем не удивляют, хотя как метко заметил экс-премьер Ион Кику, трудно представить, чтобы в любой другой стране ЦИК или приемная Генпрокуратуры могли бы стать местом работы иностранных дипломатов.
Даже в официальном пресс-релизе было указано, что «особое внимание» на встрече было уделено зарубежным участкам, а также голосованию избирателей из приднестровского региона, в том числе противодействию их организованному подвозу. Но и без этого нетрудно было представить, какие цели преследовал посол США в ходе общения с руководством ЦИК. Во-первых, исключить любые радикальные решения, благо для них было создано очень благодатное поле. Так, по циркулирующим слухам, Комиссия рассматривала возможность вовсе не открывать участки — поскольку, как я уже отмечал, по закону этого делать уже нельзя. Также был вариант выхода в отставку большинства ее членов, что вообще могло бы заблокировать проведение выборов.
Как видим из дальнейшего хода событий, все эти риски были успешно устранены. Более того, ЦИК в итоге даже немного увеличил число участков — до 150, добавив еще четыре, разумеется, на западном направлении. Правые все равно остались недовольны, но в принципе такое количество, позволяющее в теории проголосовать почти миллиону наших граждан за рубежом, должно полностью удовлетворить их потребности.
Пока нет четкого ощущения, что вся эта катавасия окончательно завершена, и в ближайшие дни нас не ждут дальнейшие торги и корректировки. Однако назидательный визит американского посла, скорее всего, предотвратил наиболее опасные для правых сценарии и сберег драгоценное голосование диаспоры. Как видно, многих, особенно причисляющих себя к «государственникам», вчерашнее посещение послом ЦИКа явно покоробило и заставило вновь рефлексировать на тему реальности или эфемерности суверенитета республики. Но, судя по отсутствию официальной реакции Кишинева, ситуация, когда представитель иностранного государства может в ручном режиме модерировать предвыборные процессы в Молдове, является вполне приемлемой.
Автор — Владимир РОТАРЬ, RTA