Зачем Киев «запланировал» торговый конфликт с Молдавией.
Украина пригрозила начать торговый конфликт с Молдавией и рассматривает возможность полного запрета импорта из этой страны, пишет «Европейська правда». Это станет ответом Киева на решение Кишинева ввести ограничения на поставки украинской сельхозпродукции.
«Наказание» Молдавии
«Мы поставили в известность Кишинев: любое ограничение со стороны Молдавии будет считаться крайне недружественным шагом и повлечет за собой неотложный запрет всего импорта из Молдавии», – вечером шестого мая заявил заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства – торговый представитель Украины Тарас Качка.
Именно так в правительстве планируют отреагировать на анонсированные Кишиневом планы присоединиться к решению ЕС о введении временного запрета на импорт пшеницы, кукурузы, рапса и подсолнечника происхождением из Украины.
По сути, Молдавия копирует недавнее решение Еврокомиссии о введении такого запрета для поставок в пять стран ЕС: Польшу, Словакию, Венгрию, Болгарию и Румынию, при одновременном сохранении украинского транзита в третьи страны.
Аналогичным образом, так же, как и эти страны ЕС, Кишинев объясняет необходимость такого запрета. Министр сельского хозяйства Молдавии Владимир Боля заявляет, что в молдавских хранилищах находится значительное количество зерновых, и это вызывает у фермеров опасения, что им не хватит места для нового урожая.
«В то же время тенденция экспорта отечественного зерна является нисходящей, расходы на логистику выросли, а цены на международных биржах обвалились. Нашим аграриям необходимо максимально эффективно использовать запасы зерна и подготовиться к новому сельскохозяйственному сезону», – рассказал молдавский министр своему украинскому коллеге Николаю Сольскому.
Стоит отметить, Украина не признает правомерность запрета, введенного Еврокомиссией. Однако, даже выразив свое несогласие, в Киеве де-факто согласились на введение временного запрета – до пятого июня. Однако в случае Молдавии в украинском правительстве готовы действовать показательно жестко. Со слов Тараса Качки, политическое решение о введении такого запрета «уже согласовано и запущено в подготовку». Причин такого различия несколько.
Во-первых, в отличие от торговли с ЕС, которая регламентируется Соглашением об ассоциации, где, в частности, прописан механизм арбитража, с Молдавией такой опции нет.
Торговля между Украиной и Молдавией регламентируется соглашением о свободной торговле в рамках СНГ. И хотя там якобы прописали возможность арбитража, де-факто он может проходить только при посредничестве РФ, что совершенно неприемлемо ни для Киева, ни для Кишинева.
Более того, Киев даже не может обжаловать действия Кишинева в ВТО (это было бы крайней мерой, учитывая, что споры в ВТО решаются несколько лет), поскольку этот механизм разрешения торговых споров пока заблокирован.
Так что остается самый простой механизм давления в ответ. Тем более, что размер украинской экономики в разы превышает молдавский, а соответственно, украинский запрет может быть очень эффективным. Но и здесь не все просто. Ведь, планируя торговый конфликт даже с Молдавией, Киев вынужден постоянно оглядываться на то, как развивается наш кризис в торговых отношениях с ЕС.
Вызовы для Киева
Несмотря на то, что решение Еврокомиссии вводит запрет на продажу украинской агропродукции лишь до пятого июня, вероятность его продления достаточно высока. О необходимости продления действия запрета уже официально заявила Польша, которая сейчас является локомотивом этих ограничений.
Для польских властей принципиально важно дотянуть запрет до парламентских выборов, которые пройдут осенью. Иначе голоса фермеров могут стать определяющими и отправить действующую власть в оппозицию.
Киев настаивает, что ограничения должны быть отменены после пятого июня. Или, по крайней мере, введение новых ограничений может проходить только после проведения торговых расследований, которые зафиксируют угрозы национальным производителям ЕС из-за украинского экспорта.
В противном же случае в Киеве предполагают возможность введения запретов и против продукции из ЕС, в первую очередь польской. Первый шаг к этому уже сделан – украинские производители уже пожаловались в правительство на убытки, понесенные из-за растущего импорта польской пищевой продукции.
Это – первый шаг к проведению торговых расследований и, соответственно, введению защитных мер.
Пойдет ли Киев по этому пути, пока неизвестно. Однако однозначным является другое – угрожать Польше встречными ограничениями, но при этом закрывать глаза на аналогичные действия со стороны Молдавии, просто невозможно.
Поэтому если украинское правительство жестко не отреагирует на запрет Кишинева, мы потеряем важный аргумент в диалоге с ЕС. И тогда вероятность продления запрета после пятого июня будет еще больше. Однако у этой медали есть и другая сторона.
Даже несмотря на то, что решение Еврокомиссии не блокирует транзит украинских агротоваров, эта проблема до сих пор до конца не решена. Имеются попытки польских фермеров заблокировать пункты пересечения границы с Украиной, существуют проблемы при перегрузке грузов с этой продукцией в польских портах.
А это значит, что транзит через Молдавию может стать для нас гораздо более важным, чем был до сих пор. Но в случае торгового конфликта Кишинев может попытаться заблокировать и его.
Поэтому, как оказалось, для того чтобы начать давление на Молдавию, Киев должен получить гарантии со стороны Еврокомиссии, что «пути солидарности» будут работать без сбоев.
Предоставила ли такие гарантии президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая девятого мая посетила Киев и провела подробные переговоры с украинским руководством, пока неизвестно.
Пока стороны договорились о создании координационной платформы, которая, как заявила фон дер Ляйен в Киеве, должна помочь «сделать «пути солидарности» полностью функционирующими».
Поэтому официальный Киев пока взвешивает аргументы «за» и «против».
Автор: Юрий Панченко