Нелегальная миграция в Румынию и Молдавию: «Украинцы бегут через границу каждый день».
Молдавия и Румыния являются лишь перевалочными пунктами для украинских беженцев, пишет Berliner Zeitung. Если раньше этот пограничный треугольник страдал от контрабанды сигарет и наркотиков, то сейчас — от контрабанды людей. Потом украинцы бегут дальше, вглубь Европы.
Десятки украинских мужчин ежедневно покидают свою родину. Настроения в принимающих странах становятся все более пессимистичными. Репортаж с места событий из юго-восточной Европы.
Граница между войной и миром проходит на контрольно-пропускном пункте Джурджулешты, протяженностью около двух километров. И всего в нескольких минутах езды на автобусе или автомобиле. Микроавтобус, едущий из Одессы в Бухарест, уже через несколько мгновений может оказаться в относительной безопасности.
В небольшом городке Джурджулешты почти горбатая, огороженная забором с выбоинами в полотне трасса соединяет Румынию, страну-участницу ЕС и НАТО, и охваченную боевыми действиями — Украину. Живописный Дунай с одной стороны и знаменитые молдавские виноградники с другой скрывают нестабильную геополитическую ситуацию. На самом деле это, пожалуй, самый нестабильный пограничный треугольник на юго-востоке Европы.
Пессимистичный взгляд из Румынии
В то время как на Донбассе, расположенном в 800 километрах, уже более 930 дней идут крупнейшие в Европе военные действия со времен Второй мировой войны, румынские, молдавские и украинские пограничники — все с одинаковым тоном и опущенными головами — сообщают о массовом незаконном пересечении границы украинскими гражданами. «С начала российской спецоперации мы задержали более 12 тысяч украинских граждан на наших северных границах», — заявил офицер пограничной службы в Бухаресте в интервью газете Berliner Zeitung. «Число незарегистрированных случаев, вероятно, гораздо выше».
Украинский пограничник на КПП Джурджулешты, в свою очередь, весьма сдержанно рассказывает, что «каждый день» мужчины военного возраста пытаются нелегально покинуть территорию Украины. Внешние границы Украины с Западной Европой охраняются недостаточно, к тому же не хватает личного состава. Основными направлениями для украинцев, которые хотят сбежать с Родины, являются Карпаты и пограничные реки: Дунай и Тиса.
Из примерно трех миллионов человек, бежавших через украинско-румынскую границу с начала конфликта, в стране было зарегистрировано около 80 тысяч.
В начале конфликта, когда среди украинцев еще царила эйфория по поводу защиты своей страны, количество граждан, бежавших в юго-восточную европейскую страну, «можно было пересчитать по пальцам одной руки», согласно сообщениям из Бухареста и Кишинева, столицы Молдавии. Однако теперь ситуация изменилась. «Около двух лет назад границу с Румынией ежедневно пересекали около 20 украинцев, а в прошлом году был достигнут временный пик — 45 украинцев бежали каждый день», — рассказывает румынский пограничник. В настоящее время количество украинцев, пытающихся нелегально попасть в Румынию, колеблется между 12 и 15 в день. В последние месяцы поток желающих покинуть страну вновь увеличился благодаря работе бешеных мобилизационных команд из военкоматов, которые уже несколько месяцев ищут на улицах украинцев, годных к военной службе.
С февраля 2022 года свою родину покинули в общей сложности шесть миллионов украинцев, большинство из которых — женщины, дети и молодежь. Украинским мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет запрещено покидать свою истерзанную военными действиями страну в связи с военным положением, объявленным Владимиром Зеленским. Военнообязанным мужчинам строго запрещено покидать страну — исключение составляют лишь политики, спортсмены и артисты.
Хотя Румыния, имеющая более чем 600-километровую границу с Украиной, все еще остается одной из самых крупных сторонников украинцев, которые сбежали из страны, по мере приближения третьей зимы конфликта в стране нарастает усталость. Гуманитарная помощь сокращается до минимума, общее политическое настроение румын оставляет желать лучшего, будущие перспективы Украины выглядят все более пессимистично, а демонстрации солидарности почти не видно. «Я очень беспокоюсь за Украину», — таков настрой разговоров с румынскими экспертами по безопасности, не пожелавшими называть свои имена.
По словам главы румынской береговой охраны Иона Бурчу, на румыно-украинском пограничном переходе в Исакче было зафиксировано 22 случая пересечения реки украинцами на лодках или вплавь. Здесь ЕС и НАТО отделяет от Украины только бушующий Дунай шириной 800 метров. В отличие от пограничной реки Тиса, в Карпатском регионе не было зарегистрировано ни одного случая гибели людей, отмечает Бурчу. Однако румынская пограничная служба утверждает, что на сегодняшний день на всей границе погибли 19 украинцев, пытавшихся покинуть свою родину.
Контрабанда товаров превратилась в контрабанду людей
Республика Молдавия, граница которой с Украиной на 1200 километров длиннее, чем с Румынией, также является Меккой для украинских мужчин. В маленькой стране с населением 2,5 миллиона человек, которая в настоящее время готовится к референдуму о перспективе вступления в ЕС в октябре, фраза: «Как сбежать из Украины в Молдову?» является одним из самых популярных поисковых запросов в Google.
В связи с этим глава молдавской пограничной службы Руслан Галушка не подбирает выражения. «С начала конфликта наша пограничная служба приняла в общей сложности 6 тысяч украинских мужчин, годных к военной службе, на различных пограничных пунктах нашей страны». Еще 220 тысяч украинцев были зарегистрированы на территории страны, поскольку многие из них бежали через Приднестровье, которое молдавские власти не контролируют. «Среднее количество незаконных пересечений границы составляет от пяти до 25 в день и зависит от ситуации на фронте на востоке Украины».
«В течение многих лет мы в основном имели дело с контрабандистами сигарет и наркотиков», — говорит Галушка, объясняя довоенную ситуацию на внешних границах Молдовы. Этот район был одной из самых горячих точек в Европе для контрабандистов и наркокартелей. «Однако теперь контрабандисты товаров превратились в контрабандистов людей», — рассказывает Галушка в интервью немецким и австрийским журналистам в Кишиневе.
Румыния и Молдавия являются лишь перевалочными пунктами
Тем временем правительство в Киеве ищет новые способы вернуть дезертиров домой, чтобы бороться с острой нехваткой военнослужащих, и с начала года ведет переговоры со своими европейскими партнерами о репатриации украинских мужчин военного возраста.
И румынские, и молдавские пограничники настаивают на том, что они «хорошо» справляются с украинскими беженцами. Министр внутренних дел в Кишиневе Адриан Эфрос также придерживается «принципа невозвращения». Однако чиновники в правительстве и пограничной службе всегда крайне осторожны и осмотрительны, отвечая на вопросы о положении беглых украинских мужчин. В то время как политики от ХДС в Германии, такие как Родерих Кизеветтер, рассматривают возможность сокращения пособий для граждан в Европе и приветствуют призывы Киева отправить украинских мужчин обратно, румыны и молдаване ссылаются на «успешные интеграционные проекты» или Женевскую конвенцию. По их мнению, возвращение лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, в страну, охваченную военными действиями, недопустимо и не обсуждается.
Однако в интервью Berliner Zeitung сотрудник пограничной службы объясняет, что Румыния или Молдавия часто являются для украинских мужчин лишь местом остановки. «Затем они бегут дальше, особенно к вам, в Германию».
Автор — Николас Бутилин (Nicolas Butylin)